Официальный сайт газеты "Костромские ведомости"
Расскажите о нас:
ГлавнаяСпецпроектыУчитель и творец

Учитель и творец

В Костроме отметили 150-летие со дня рождения художника и педагога Николая Шлеина. Его имя носит художественная школа. Не менее пяти тысяч костромичей могут сказать о себе, что окончили «Шлеинку». Вспомнил об этом незаурядном человеке корреспондент «КВ»

 

Чтут и помнят

Его имя носит художественная школа, расположенная на Нижней Дебре. Поэтому оно, это имя, на слуху. Не менее пяти тысяч костромичей могут сказать о себе, что окончили «Шлеинку». А вот о самом основателе учебного заведения известно не так уж много. Поэтому юбилей стал хорошим поводом, чтобы еще раз вспомнить об этом незаурядном человеке.

В самой школе прошел круглый стол, посвященный творчеству и педагогическому наследию Николая Павловича Шлеина. На нем встретились художники, архивисты, преподаватели, выпускники учебного заведения. Участники круглого стола поделились воспоминаниями об обучении в школе, прочитали доклады о жизни и творческом пути Николая Павловича, познакомились с архивными документами по истории учебного заведения. Выпускник 1965 года, а ныне преподаватель школы Сергей Николаевич Палюлин представил собравшимся скульптурный портрет Шлеина.

А перед этим в Романовском музее открылась выставка живописных работ Николая Шлеина под названием «Преданность родной земле». Здесь экспонируются жанровые картины, академические рисунки углем, карандашные наброски и портреты маслом разных лет. Они долгие годы хранились в фондах и выставлялись крайне редко.

Юбилею Николая Шлеина также посвящена новая выставка «Ученик – Художник — Учитель». С ней можно познакомиться в зале имени Татьяны и Николая Шуваловых на улице Советской, 1 (администрация города). На выставке представлены работы учеников художественной школы. На своих полотнах юные художники изобразили преподавателей в различных образах.

Так что, круглую дату – стопятидесятилетие своего выдающегося земляка — костромичи отметили достойно.

 

Предан родной земле

Николай Павлович Шлеин родился в 1873 году в Костроме в семье мещанина, унтер-офицера в отставке Павла Петровича Шлеина и его жены Агнии Васильевны, родом из Нерехтского уезда. Семейство среднего достатка сдавало большую часть своего двухэтажного дома внаем и жило, в основном, на средства, получаемые от квартиросъемщиков. Жизнь они вели расчетливую, к чему с детства старались приучить и своего сына.

Во время обучения в Костромском реальном училище на талантливого мальчика обратил внимание учитель рисования Рафаил Семенович Сорокин. В 1889 году Николай поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями были Валентин Серов и Константин Савицкий. Во время обучения за работу «Кисть руки» юноша получил премию П. Третьякова и был освобожден от платы за обучение. Училище Шлеин окончил в 1900 году, получив за картину «Неизвестный» большую серебряную медаль и звание классного художника. Затем он продолжил обучение в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, в мастерской Владимира Маковского, которое окончил в 1903 году.

Вскоре Шлеин возвращается в Кострому и в 1905 году открывает частную художественную студию, которая располагалась в его доме на Еленинской улице (ныне ул. Ленина). В 1910 году он едет за границу для изучения лучших собраний западно-европейского искусства. Он посещает Варшаву, Вену, Венецию, Флоренцию, Неаполь. В Риме Шлеин встречается с группой русских художников, с которыми едет на остров Капри, где тогда жил Максим Горький. Там Шлеин написал портрет Горького. Кстати, писателя изображали и Репин, и Серов, и Бродский. Однако портрет кисти Шлеина был признан лучшим не только из-за поразительного сходства — костромич сумел разглядеть душу писателя.

Буревестник революции симпатизировал Шлеину: «Мы с тобой братья, мы с тобой волжане, — говорил ему Горький. — Пойдем к берегу Неаполитанского залива и поговорим о Волге». Портрет писателя работы Шлеина вошел во все энциклопедии, а оригинал хранится в музее Горького в Москве.

По возвращении из заграничного путешествия Шлеин строит новый дом в стиле модерн, располагавшийся рядом с домом родителей, там же размещалась его студия. К сожалению, дом не сохранился до нашего времени.

В 1910-х годах Николай Павлович преподавал в Смольяниновской женской гимназии и Костромской общественной мужской гимназии, занимался общественной деятельностью, был членом Костромского научного общества по изучению местного края, стал одним из основателей отдела искусства при Костромском краеведческом музее. В 1919 году он возглавил Костромскую государственную свободную художественную мастерскую.

 

Убежденный реалист

В дни, когда многие художники были заняты поиском новых форм, когда появлялись и уходили в прошлое многочисленные модернистские течения, Николай Павлович оставался верен реалистической живописи и в обучении придерживался академических традиций. Cтудия Шлеина считалась одной из ведущих в России. К 1924 году она имела три основных курса, по окончании которых учащиеся получали звание учителя рисования. Многие молодые люди, прошедшие обучение в студии Шлеина, стали впоследствии известными художниками: Михаил Колесов, Евгений Чемодуров, Алексей Рябиков, Николай Назаров, Иван Крылов, Олег Малягин. Все это время художественная студия размещалась в собственном доме Шлеина по ул. Ленина, 52.

К нему ехали учиться из Сибири и Урала. Шлеин был требовательным учителем. Николай Шувалов, тоже ученик Шлеина, рассказывал, что тот к дисциплине особых требований не предъявлял. Но у него не пропускали ни одного часа занятий.

Николай Шлеин был замечательным рисовальщиком-академистом, выполненные им штудии натурщиков и портретные зарисовки хранятся ныне в собраниях Костромского музея-заповедника, Института культуры и искусств КГУ, фондах школы его имени.

В 1900-е годы художником написаны работы «Нашла», «Разбитые мечты», «В приемном покое», «С прошением», «Народная учительница», «Березки над водой» и другие. Он сформировался как убежденный реалист, работающий в традициях поздних передвижников.

В 1918 году совершил поездку в Плес, где написал около двух десятков этюдов, которые стали основой для картин, написанных позже — «Улица в Плесе», «Пристань на Волге», «Дом в Плесе», «Плес» и другие.

В первые годы после Октябрьской революции художник пишет портреты поэта Демьяна Бедного, видного большевика Леонида Красина, академика Михаила Покровского. Портрет наркома просвещения Анатолия Луначарского Шлеин писал в 1919 году. Тогда Луначарский на два дня приезжал в Кострому. Он посетил дом Шлеина, в своей мастерской художник его и написал.

Наряду с жанровыми картинами «Утренняя зарядка», «Красноармейцы на отдыхе», «Тихо», Шлеин пишет портреты. В их числе «Комсомолка», «Орденоноска К. Быкова», «Зоотехник С.И. Штейман», «Народный артист РСФСР В.И. Касторский» и другие. В годы Великой Отечественной войны он создает портреты Героев Советского Союза – летчика Ивана Красноюрченко, генерал-лейтенанта Виктора Филичкина.

 

Осталась школа

В 1945 году Николай Шлеин был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», а в 1946 году ему присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

На протяжении десятилетий живописная манера Николая Павловича менялась, но всегда для его работ был характерен светлый колорит, легкое, непринужденное движение кисти.

Работы художника хранятся в музейных собраниях Москвы, Костромы, Иванова, Хабаровска, Ярославля, в частных коллекциях, в государственном музее Швеции в Стокгольме, в частных коллекциях. Персональные художественные выставки Николая Павловича Шлеина прошли в Костроме (1935,1940 годы), в Иванове (1935 год), Ярославле (1940 год), Москве (1940 год).

Жена, Лидия Константиновна, была верным помощником Шлеина. Завуч школы, она скрупулезно вела дела и протоколы, оставив огромный документальный материал для потомков. Супруга ушла из жизни раньше него. Доживал свой век художник в одиночестве. Он скончался в 1952 году, похоронен на городском кладбище на улице Галичской. К сожалению, дома-музея Шлеина в Костроме до сих пор нет, хотя решение о его создании принималось дважды — в 1973 и 1978 годах. Нет улицы его имени, не издано книг, в которых бы рассказывалось о его жизни и творчестве. Но есть главное – школа.

В 1972 году детской художественной школе №1 присвоено имя Николая Павловича Шлеина. В 2013 году на фасаде школы была открыта мемориальная доска ее основателю. В настоящее время общее число обучающихся в школе детей и подростков превышает 700 человек.

Учащиеся школы имени Н.П. Шлеина регулярно участвуют в межрегиональных, общероссийских и международных выставках и конкурсах и занимают на них призовые места. Углубить и развить свои умения и навыки они могут на ежегодных выездных пленэрах и летних творческих сменах. Значительная часть выпускников продолжает обучение на художественных факультетах и в вузах, а также средних специальных учебных заведениях, в том числе, в престижных учебных заведениях Москвы и Санкт-Петербурга.

Андрей ДОБРЕЦОВ

 

 

В Костроме отметили 150-летие со дня рождения художника и педагога Николая Шлеина. Его имя носит художественная школа. Не менее пяти тысяч костромичей могут сказать о себе, что окончили «Шлеинку». Вспомнил об этом незаурядном человеке корреспондент «КВ»

 

Чтут и помнят

Его имя носит художественная школа, расположенная на Нижней Дебре. Поэтому оно, это имя, на слуху. Не менее пяти тысяч костромичей могут сказать о себе, что окончили «Шлеинку». А вот о самом основателе учебного заведения известно не так уж много. Поэтому юбилей стал хорошим поводом, чтобы еще раз вспомнить об этом незаурядном человеке.

В самой школе прошел круглый стол, посвященный творчеству и педагогическому наследию Николая Павловича Шлеина. На нем встретились художники, архивисты, преподаватели, выпускники учебного заведения. Участники круглого стола поделились воспоминаниями об обучении в школе, прочитали доклады о жизни и творческом пути Николая Павловича, познакомились с архивными документами по истории учебного заведения. Выпускник 1965 года, а ныне преподаватель школы Сергей Николаевич Палюлин представил собравшимся скульптурный портрет Шлеина.

А перед этим в Романовском музее открылась выставка живописных работ Николая Шлеина под названием «Преданность родной земле». Здесь экспонируются жанровые картины, академические рисунки углем, карандашные наброски и портреты маслом разных лет. Они долгие годы хранились в фондах и выставлялись крайне редко.

Юбилею Николая Шлеина также посвящена новая выставка «Ученик – Художник — Учитель». С ней можно познакомиться в зале имени Татьяны и Николая Шуваловых на улице Советской, 1 (администрация города). На выставке представлены работы учеников художественной школы. На своих полотнах юные художники изобразили преподавателей в различных образах.

Так что, круглую дату – стопятидесятилетие своего выдающегося земляка — костромичи отметили достойно.

 

Предан родной земле

Николай Павлович Шлеин родился в 1873 году в Костроме в семье мещанина, унтер-офицера в отставке Павла Петровича Шлеина и его жены Агнии Васильевны, родом из Нерехтского уезда. Семейство среднего достатка сдавало большую часть своего двухэтажного дома внаем и жило, в основном, на средства, получаемые от квартиросъемщиков. Жизнь они вели расчетливую, к чему с детства старались приучить и своего сына.

Во время обучения в Костромском реальном училище на талантливого мальчика обратил внимание учитель рисования Рафаил Семенович Сорокин. В 1889 году Николай поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями были Валентин Серов и Константин Савицкий. Во время обучения за работу «Кисть руки» юноша получил премию П. Третьякова и был освобожден от платы за обучение. Училище Шлеин окончил в 1900 году, получив за картину «Неизвестный» большую серебряную медаль и звание классного художника. Затем он продолжил обучение в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, в мастерской Владимира Маковского, которое окончил в 1903 году.

Вскоре Шлеин возвращается в Кострому и в 1905 году открывает частную художественную студию, которая располагалась в его доме на Еленинской улице (ныне ул. Ленина). В 1910 году он едет за границу для изучения лучших собраний западно-европейского искусства. Он посещает Варшаву, Вену, Венецию, Флоренцию, Неаполь. В Риме Шлеин встречается с группой русских художников, с которыми едет на остров Капри, где тогда жил Максим Горький. Там Шлеин написал портрет Горького. Кстати, писателя изображали и Репин, и Серов, и Бродский. Однако портрет кисти Шлеина был признан лучшим не только из-за поразительного сходства — костромич сумел разглядеть душу писателя.

Буревестник революции симпатизировал Шлеину: «Мы с тобой братья, мы с тобой волжане, — говорил ему Горький. — Пойдем к берегу Неаполитанского залива и поговорим о Волге». Портрет писателя работы Шлеина вошел во все энциклопедии, а оригинал хранится в музее Горького в Москве.

По возвращении из заграничного путешествия Шлеин строит новый дом в стиле модерн, располагавшийся рядом с домом родителей, там же размещалась его студия. К сожалению, дом не сохранился до нашего времени.

В 1910-х годах Николай Павлович преподавал в Смольяниновской женской гимназии и Костромской общественной мужской гимназии, занимался общественной деятельностью, был членом Костромского научного общества по изучению местного края, стал одним из основателей отдела искусства при Костромском краеведческом музее. В 1919 году он возглавил Костромскую государственную свободную художественную мастерскую.

 

Убежденный реалист

В дни, когда многие художники были заняты поиском новых форм, когда появлялись и уходили в прошлое многочисленные модернистские течения, Николай Павлович оставался верен реалистической живописи и в обучении придерживался академических традиций. Cтудия Шлеина считалась одной из ведущих в России. К 1924 году она имела три основных курса, по окончании которых учащиеся получали звание учителя рисования. Многие молодые люди, прошедшие обучение в студии Шлеина, стали впоследствии известными художниками: Михаил Колесов, Евгений Чемодуров, Алексей Рябиков, Николай Назаров, Иван Крылов, Олег Малягин. Все это время художественная студия размещалась в собственном доме Шлеина по ул. Ленина, 52.

К нему ехали учиться из Сибири и Урала. Шлеин был требовательным учителем. Николай Шувалов, тоже ученик Шлеина, рассказывал, что тот к дисциплине особых требований не предъявлял. Но у него не пропускали ни одного часа занятий.

Николай Шлеин был замечательным рисовальщиком-академистом, выполненные им штудии натурщиков и портретные зарисовки хранятся ныне в собраниях Костромского музея-заповедника, Института культуры и искусств КГУ, фондах школы его имени.

В 1900-е годы художником написаны работы «Нашла», «Разбитые мечты», «В приемном покое», «С прошением», «Народная учительница», «Березки над водой» и другие. Он сформировался как убежденный реалист, работающий в традициях поздних передвижников.

В 1918 году совершил поездку в Плес, где написал около двух десятков этюдов, которые стали основой для картин, написанных позже — «Улица в Плесе», «Пристань на Волге», «Дом в Плесе», «Плес» и другие.

В первые годы после Октябрьской революции художник пишет портреты поэта Демьяна Бедного, видного большевика Леонида Красина, академика Михаила Покровского. Портрет наркома просвещения Анатолия Луначарского Шлеин писал в 1919 году. Тогда Луначарский на два дня приезжал в Кострому. Он посетил дом Шлеина, в своей мастерской художник его и написал.

Наряду с жанровыми картинами «Утренняя зарядка», «Красноармейцы на отдыхе», «Тихо», Шлеин пишет портреты. В их числе «Комсомолка», «Орденоноска К. Быкова», «Зоотехник С.И. Штейман», «Народный артист РСФСР В.И. Касторский» и другие. В годы Великой Отечественной войны он создает портреты Героев Советского Союза – летчика Ивана Красноюрченко, генерал-лейтенанта Виктора Филичкина.

 

Осталась школа

В 1945 году Николай Шлеин был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», а в 1946 году ему присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

На протяжении десятилетий живописная манера Николая Павловича менялась, но всегда для его работ был характерен светлый колорит, легкое, непринужденное движение кисти.

Работы художника хранятся в музейных собраниях Москвы, Костромы, Иванова, Хабаровска, Ярославля, в частных коллекциях, в государственном музее Швеции в Стокгольме, в частных коллекциях. Персональные художественные выставки Николая Павловича Шлеина прошли в Костроме (1935,1940 годы), в Иванове (1935 год), Ярославле (1940 год), Москве (1940 год).

Жена, Лидия Константиновна, была верным помощником Шлеина. Завуч школы, она скрупулезно вела дела и протоколы, оставив огромный документальный материал для потомков. Супруга ушла из жизни раньше него. Доживал свой век художник в одиночестве. Он скончался в 1952 году, похоронен на городском кладбище на улице Галичской. К сожалению, дома-музея Шлеина в Костроме до сих пор нет, хотя решение о его создании принималось дважды — в 1973 и 1978 годах. Нет улицы его имени, не издано книг, в которых бы рассказывалось о его жизни и творчестве. Но есть главное – школа.

В 1972 году детской художественной школе №1 присвоено имя Николая Павловича Шлеина. В 2013 году на фасаде школы была открыта мемориальная доска ее основателю. В настоящее время общее число обучающихся в школе детей и подростков превышает 700 человек.

Учащиеся школы имени Н.П. Шлеина регулярно участвуют в межрегиональных, общероссийских и международных выставках и конкурсах и занимают на них призовые места. Углубить и развить свои умения и навыки они могут на ежегодных выездных пленэрах и летних творческих сменах. Значительная часть выпускников продолжает обучение на художественных факультетах и в вузах, а также средних специальных учебных заведениях, в том числе, в престижных учебных заведениях Москвы и Санкт-Петербурга.

Андрей ДОБРЕЦОВ