«Месть Золотого петушка»: в театре кукол поставили одну из самых жестоких сказок Пушкина

28 ноября 2019 года, 14.00

 

В субботу, 23 ноября, в Костромском областном театре кукол состоялась необычная премьера - «Сказка о золотом петушке» Пушкина. За хрестоматийным названием скрывается одно из самых жестоких произведений Александра Сергеевича.

 

 

Что большинство из нас помнит об этой сказке Пушкина? Золотого петушка, который предупреждал царя об опасности. За вполне невинным фасадом - месть, убийства, войны, предательство. А в финале побеждает отнюдь не добро. О чем написал свою сказку Пушкин, до сих пор кипят жаркие споры. Ясно одно – писал он ее не для детей, поэтому, как говорится, ни в чем себе не отказывал. Театру кукол предстояло адаптировать ее для юного зрителя в возрасте 6+. Учитывая гениальность текста Пушкина, задача была непростая.

Спектакль поставила приглашенная команда: режиссер – художественный руководитель Астраханского государственного театра кукол Сергей Балыков, художник - двукратный номинант премии «Золотая Маска» Елена Вершинина из Санкт-Петербурга. Сразу обращают на себя внимание декорации в духе палехской лаковой миниатюры. Они теплые и уютные. Этакий «город золотой». Очень яркие и выразительные куклы с продуманными образами, мастерски управляемые артистами. Есть в спектакле и сам Александр Сергеевич, человек, изображающий куклу с лицом-маской, напоминающей черты поэта.

До начала спектакля я все думала-гадала, как можно «взрослую» сказку переделать в детскую. Ответ увидела на сцене – никак. Потому что из сказки слов не выкинешь. Все осталось на своих местах – и царь, который «соседям то и дело наносил обиды смело», и «мудрец, звездочет и скопец», и погибшие при странных обстоятельствах сыновья царя Дадона, и коварная соблазнительница Шамаханская царица. И, честно сказать, от сцены, где царь только что узнавший о гибели сыновей весело пирует в шатре Шамаханской царицы, пробивает холодный пот. Финал тоже весьма зловещий – Дадон убивает звездочета, после чего сам гибнет от Золотого петушка, и над всем этим слышится хохот Шамаханской царицы. Что ждет царство, оставшееся без правителя и наследников, догадаться несложно. При этом дети сказку смотрят очень внимательно и живо реагируют на происходящее. А взрослым есть о чем подумать, символов и загадок у Александра Сергеевича в этой сказке предостаточно.

Режиссер-постановщик спектакля Сергей Балыков рассказал корреспонденту «КВ» о работе над «Золотым петушком».

- Сергей Николаевич, в сказках обычно все заканчивается хорошо. А в «Золотом петушке», получается, наоборот.

- Если не будет зла, не будет и добра. Постоянно существует какое-то стремление Космоса к равновесию. Для того чтобы сказка прозвучала, чтобы передать красоту стиха, и видения самого материала, мы с художником создали эстетизированную лубочную историю на палехе и холуе. Мне кажется, мы даже Голливуд немного перещеголяли.

- В каком смысле?

- По законам голливудских фильмов на 7-й минуте должно что-то случаться. Мы сделали по 3,5 минуты, то есть в два раза опередили Голливуд. На премьере в зале было достаточно маленьких детей. Как только их внимание начинало угасать, происходила смена картинки (а они все очень яркие, нарядные, праздничные и разные и по масштабу и по колориту), и в зале снова воцарялась тишина. Я могу сказать абсолютно объективно, что спектакль держит зрительское внимание практически до самого финала.

- Вы не думаете, что зрители могут в какой-то момент просто испугаться происходящего на сцене?

- Пусть лучше они пугаются в театре. Чтобы эта ситуация им была знакома. И тогда в жизни они будут знать, как себя повести. Что такое искусство? Это непрожитый опыт. Мы в театре проживаем чужие жизни. Накапливаем, вбираем в себя этот опыт, а поскольку идет прямое общение, этот опыт становится непосредственно нашим, потому что здесь и сейчас я пережил с героем то, что с ним случилось. Мне кажется, в этом ценность театра, и именно потому он до сих пор существует. Хочется, чтобы родители все-таки тщательно выбирали материал, на который они ведут детей, и сами участвовали в этом процессе подготовки к сказке. Может быть, имеет смысл ее сначала прочитать, рассказать ее ребенку, и только потом давать ему это живое мощное столкновение с театром.

                                        Екатерина МАЙ