Костромичам предлагают разгадать «Иероглиф женщины»

9 октября 2019 года, 13.30

 

Этим произведениям зачастую суждено пережить и своих создателей, и модели и стать единственными хранителями памяти об их любви. Так рассказывают сотрудники Муниципальной художественной галереи о выставке с загадочным названием «Иероглиф женщины».

 

 

В новой экспозиции галерея показывает сокровища из своих фондов. Два больших зала, целое соцветие костромских (и не совсем) авторов, 80 работ живописи, графики и скульптуры, и почти в каждой из них живет любовь. Потому что «женская» тема в искусстве – вечна. Как и попытка разгадать этот таинственный «иероглиф женщины». Какой представляют женщину мужчины? Нежной, загадочной, хрупкой и романтичной или неприступной обладательницей холодной красоты? Как они ее видят - с позиций реализма или сквозь призму сюрреализма и авангарда? Ответы на эти вопросы дает новая экспозиция в Муниципальной художественной галерее.

Женщина многогранна, и каждый художник бережно и с любовью касается этих тонких граней. Одни воспевают своих жен и любимых, эти полотна написаны с особенным чувством. Ведь именно они зачастую не просто спутницы жизни, но и музы, вдохновительницы. Таков, например, «Портрет Татьяны Шуваловой» Николая Шувалова, «Портрет жены» Николая Пшизова. Лиризмом, внутренним трепетом и теплом проникнут в них каждый штрих. Потрясающая пластичность и чистота линий в скульптуре «Нина с лебединой шеей» Владимира Смирнова. Это один из самых романтичных и гармоничных портретных образов жены и музы скульптора.

Некоторых художников вдохновляет образ женщины-матери. Не зря говорят, что мама - первое слово в жизни любого человека. Добрые и строгие, улыбающиеся и о чем-то задумавшиеся – они такие разные на полотнах художников. Но одинаково прекрасные, любимые и любящие, живущие в сердцах своих детей. На выставке можно увидеть, например, «Образ мамы» Людмилы Макаренковой. На полотне она еще совсем молодая, сидит, подперев голову рукой. Неоднократно писал портреты своей мамы Николай Шувалов. На выставке есть один из первых вариантов: «Портрет матери» 1965 года.

А кто-то пытается постичь загадочную женскую душу, просто рисуя натурщиц, вдохновляясь красотой и женственностью, гармонией форм, плавными изгибами линий. Таковы по своему характеру работы московских художников Бориса Чернышева и Игоря Ермолаева, а также литографии автора из Болгарии Любена Диманова.

Есть на выставке и необычный взгляд на женщину. С нотками иронии (а кое-где и самоиронии). К примеру, «Голова старухи» на первый взгляд способна даже отпугнуть. Как будто героиня смотрится в кривое зеркало. Есть в ней что-то от сказочной бабы Яги. Сотрудники галереи подсказывают отгадку – ключ к пониманию образа. «В каждом из нас за внешней видимой стороной его таится другая. Ту, которую человек прячет даже от самого себя, стараясь выглядеть привлекательным». Так что художник не ограничивается воспеванием красоты внешней, он заглядывает в самые потаенные уголки женской души. Неуловимым, ускользающим, растворенным в стихии цвета и света становится образ женщины на живописных полотнах Павла Беляева. А в работе «подвижника русского авангарда» петербургского художника Бориса Калаушина «Иероглиф женщины» вообще все зашифровано в абстракции под густым соусом экспрессии знака и цвета.

Выставка «Иероглиф женщины» будет работать в Муниципальной художественной галерее до 20 октября.