Прекрасное рядом с нами

12 января 2021 года, 9.30

 

В начале января, после почти восьмимесячного перерыва, вновь открыл двери Романовский музей. В обновленном здании посетителей ждал праздничный подарок – новые экспозиции и выставки.

 

 

Такой ремонт здесь прошел впервые за 30 лет. Как говорится, несчастье помогло. Из-за пандемии учреждение культуры пришлось закрыть, но длительный карантин использовали  по полной программе. И музей стало не узнать.

- Все работы велись под контролем областной инспекции по охране памятников. Над реконструкцией здания трудились не только костромские, но и ярославские реставраторы. Возрождение старины – дело столь же интересное, сколь и непредсказуемое. В подбалконном пространстве под слоем старой советской штукатурки мы неожиданно для себя обнаружили, что опоры из красного кирпича облицованы прекрасным белым камнем, - рассказала генеральный директор Костромского музея-заповедника Наталья Павличкова.

На первом этаже проведена перепланировка ряда помещений. Отреставрирована парадная лестница, заменена входная дверь. В залах выполнен косметический ремонт. Всюду белоснежные стены, потолки и балюстрады. На полу – свежая плитка. Появилось новое оборудование и то, о чем давно мечтали музейщики, - профессиональный свет. Все работы обошлись почти в 10 миллионов рублей. Это собственные средства музея-заповедника, кроме того, часть денег выделил областной бюджет.

Но это хоть и важное, но все же обрамление, главное же – сами экспонаты. Здесь тоже многое изменилось. Появился совершенно новый зал «Икона на рези», посвященный культовой скульптуре и медно-литой пластике XVI – XVIII веков. Произведения уникальные, настоящие шедевры. Раньше их доставали из запасников лишь для участия в тематических выставках. И вот, наконец-то, постоянная экспозиция, создание которой приурочено к 80-летию ведущего костромского искусствоведа Светланы Катковой.

У музеев принято обмениваться работами. На этот раз в Кострому из музея-усадьбы «Архангельское» приехал целый Императорский зал. Живопись и скульптура XVIII – XIX веков (коллекция князей Юсуповых) изображает самодержцев российских из династии Романовых, членов императорской фамилии.
Также и костромской музей не раз предоставлял свои экспонаты для участия в различных выставках. Некоторые шедевры так и путешествовали по миру, лишь ненадолго возвращаясь в родные стены. Среди них картина Натальи Гончаровой «Дева на звере». Специалисты справедливо причисляют ее к вершинам русского авангарда. И вот теперь знаменитое полотно украсило собой зал живописи начала ХХ века, будем надеяться, на постоянной основе. Рядом с ней картины Татлина, Кончаловского, Фалька – имена все из первого ряда.
И наконец, вишенка на торте – выставка литографий Анри Матисса, под которую отвели целых два зала. Это впервые в Костроме, и это прекрасно во всех отношениях. Французский мастер прославлен прежде всего своими живописными полотнами. Но, оказывается, он был еще и гравером, иллюстратором, коллажистом и витражистом. Эти грани его таланта также представлены на выставке. Работ много, около двухсот, и в каждую хочется  всматриваться, в каждой чувствуется исключительный талант.

Спасибо музею, он удивил. Давно уже костромичи не получали столь щедрого подарка. Любителям прекрасного он запомнится надолго.