Мнения

Ольга ТАТАРИНОВА: Культурный выход

Печать

21 января 2020 года

 

Я часто посещаю учреждения культуры нашего города. На концертах и театральных постановках нередко бывают и мои близкие люди, друзья, коллеги. И время от времени, при обсуждении очередного спектакля или концертной программы, разговор заходит о культуре поведения в общественных местах. Замечено, что в Костроме она страдает.

Первое, на что, пожалуй, обращаешь внимание на культурных мероприятиях – во что одета публика. Понятие «театральный дресс-код» уже давно потеряло актуальность. Нередко люди приходят на премьеры и концерты сразу после работы – здесь уже не до смены туалетов. Однако всегда приятно видеть на таких мероприятиях женщин и девушек в платьях. Они могут быть и повседневными, но дополнены интересными деталями – шарфиками, платками, украшениями, что придает их обладательницам нарядный вид. Отдельный разговор – обувь. Не раз видела на концертах людей в бахилах. Признаюсь честно, этот предмет у меня вызывает только лишь одну ассоциацию – с больницей. По мне так лучше хорошенько вымыть уличные сапожки и спокойно пройти в зал, или (если есть возможность) взять с собой сменную обувь. Бахилы на обуви в театрах и концертных залах выглядят нелепо, вне зависимости от времени года и погоды за окном.

Надо сказать, что все-таки подавляющее большинство костромичей одевается на концерты и спектакли красиво и, что самое главное, опрятно. Но этим культура поведения не ограничивается. В этом сезоне я посетила не меньше десяти культурных мероприятий. И на каждом была свидетелем неприятных ситуаций, когда поведение того или иного зрителя вызывало всеобщее недовольство и в значительной степени мешало эстетическому восприятию (в моем случае – классической музыки).

Осень, как известно, сезон простуд. Я все понимаю – вирусные заболевания всегда начинаются внезапно. Но если они сопровождаются яркими симптомами – сильнейшим насморком и кашлем – не лучше ли отсидеться дома и повременить с выходом в свет? Некоторые почитатели искусства уверены в обратном, и, заболев, не спешат сдавать билеты. А в итоге закашливаются на концерте, громко сморкаются в платок (хорошо, если он имеется, в противном случае – бесконечное шмыганье носом). Иногда граждане пытаются справиться с приступом кашля с помощью спасительных леденцов. Казалось бы, что может быть проще, чем развернуть маленькую конфетку? Они честно пытаются сделать это как можно тише, шелестя оберткой в кармане, или сумочке, в надежде, что никто не услышит. Но этот шелест слышен в любой точке зала. Он отвлекает и раздражает слушателей, артистов и музыкантов на сцене. Быть может, лучше спокойно выйти из зала и прокашляться за дверью, чем вызывать недовольство других зрителей?

Вечная тема – сотовые телефоны. Довелось и мне на собственном опыте почувствовать, что такое «сгорать от стыда». Хватило одного раза, чтобы впредь тщательно проверять, отключен ли звук на мобильном телефоне. На моем-то аппарате он был отключен – это уже вошло в привычку. Но в тот вечер со мной на концерте была дочь. Представьте себе ситуацию: конферансье прост отключить сигналы мобильных телефонов, объявляется сюита из балета «Щелкунчик», дирижер торжественно взмахивает палочкой, и… в этот самый момент раздается пронзительный писк старенького Nokia. Зал в возмущении. Я с ужасом понимаю, что телефон звенит в сумочке у дочери. От волнения не сразу смогла разобраться, как его выключить. Зрители то смеялись, то ругались. Оркестр недоумевал. А я навсегда для себя решила, что такого постараюсь больше не допускать.