Мнения

Екатерина МАЙ: Передайте за проезд!

Печать

10 декабря 2019 года

 

На днях уполномоченный по правам человека в Костромской области Вадим Смирнов докладывал губернатору, с какими вопросами к нему обращаются костромичи. Среди них была и проблема отсутствия кондукторов в общественном транспорте. Люди жалуются, что водитель, принимающий оплату за проезд во время движения автобуса - это прямая угроза безопасности пассажиров. Я с этим, в общем-то, согласна. Водитель должен управлять транспортом, а не деньги считать. Кондукторы нужны. Правда, я вижу еще одну угрозу безопасности пассажиров общественного транспорта. И это... сами пассажиры.

Сколько раз приходилось наблюдать одну и ту же картину (особенно в час пик) - народ заходит в автобус в обе двери, в салоне и так давка, а тут еще начинается с задней площадки: «Передайте за проезд». И плывут через весь автобус деньги нескончаемым потоком. И те, кто зашел в переднюю дверь и оплатил проезд, вместо того, чтобы держаться за поручень (обеспечивая собственную безопасность), вынужден передавать чужие деньги. При этом надо держать свои сумки и стараться как-то не упасть во время движения транспорта (наши ПАЗики в плане комфорта далеки от идеала). А если человек, передавая чужую плату за проезд в автобусе, все же упадет, за это кто будет отвечать? Явно не тот, кто передавал свои деньги. Но ведь виноват именно он!

Особенно я «люблю» товарищей, которые передают через весь автобус крупные купюры. Граждане, дающие за проезд стоимостью 20 рублей, купюру номиналом в одну-две-пять тысяч рублей, вы о чем думаете? «Щас и деньгу заодно разменяю»? Как же безопасность - ваша и других пассажиров? Ведь водителю придется не только управлять автобусом, но и отсчитывать вам сдачу. А я встречала таких уникомов, кто в ответ на слова водителя: «Мне нечем вам сдачу сдавать с такой крупной купюры», начинает еще и громко возмущаться. Недоволен, что автобус оказался просто общественным транспортом, а не банком, осуществляющим операции с денежными средствами.

Еще характерная для современных реалий картина. Заходит пассажир в салон автобуса. Быстренько занимает свободное место, и потом через тех, кто стоит и держится за поручни, передает свои деньги или проездной водителю. Нормальная логика. «Я сел, удобно устроился, мне хорошо, это главное. А остальные уж как-нибудь передадут мою плату за проезд». Двойное бинго, когда в полупустом салоне сидячий пассажир просит стоящего рядом человека передать за проезд, и тому приходится идти через весь автобус, иногда еще ждать сдачу или проездной, а потом нести все это обратно. В сети часто обсуждают поведение таких хитрых людей с повышенным стремлением к личному комфорту. Мне понравился один из способов борьбы с ними. Когда в вас тыкают деньгой, требуя передать, а передавать некому и к водителю нужно пробираться через весь салон, вежливо поинтересуйтесь у такого пассажира: «А с вами что не так, что вы сами не можете это сделать?». Говорят, действует безотказно.

Я это все к чему? К тому, что у многих костромичей отсутствует или очень слабо развита культура пользования общественным транспортом. Все сводится к банальному: «Мне удобно, на окружающих плевать». А это тоже очень влияет на безопасность перевозки пассажиров. Я бы сказала - напрямую влияет.

Конечно, всем хочется комфортного общественного транспорта, а не те убогие ПАЗики, что ездят сейчас по костромским дорогам. Хочется нормальное расписание этого транспорта, а не один автобус в час (потому что остальные сломались и не вышли на линию, водители заболели и прочее). Но пока мы ждем прорывных решений в сфере общественного транспорта города, начинать надо с себя и с собственной культуры поведения. Это не так сложно, как кажется.