Мнения

Екатерина МАЙ: Заплата в твоей жизни

Печать

16 октября 2018 года

 

Смотрела недавно видео с мастер-классом – как сделать заплату на джинсах. Это, наверное, единственный предмет одежды, с которым мне обычно труднее всего расстаться, потому что ничего нет удобней, чем старые поношенные джинсы, которые прошли с тобой огонь и воду. Для того чтобы максимально продлить им жизнь, я, совершенно не умея шить, решилась на изучение мастер-класса с последующей попыткой порукодельничать. Оказалось, это целое искусство. Сначала нужно подобрать ткань, подходящую по цвету и фактуре. В итоге мне пришлось признать, что если бы речь шла не о любимых джинсах, а о любой другой одежде, я бы, наверное, предпочла купить новую, а не латать старую. Думаю, так бы сделали многие, потому что отношение к вещам сейчас сильно упростилось.

В поисках заплаточного мастер-класса в сети Интернет я случайно наткнулась на статью про совершенно удивительное место, которое находится в деревне Кирьяново Ярославской области. Название его странное и в то же время цепляющее - Музей дыр и заплат. Вот что рассказала его создатель Елена Наумова в интервью Агентству социальной информации: «Первые экспонаты, составившие основу коллекции, мы нашли на чердаке дома Молчановых-Голубевых в селе Учма. Хозяева продавали этот дом и разрешили взять любые брошенные вещи для нашего Учемского музея. Часть предметов оказались починенными и потому привлекли мое внимание. Мастерство хозяев починенных вещей настолько явственно и живо продемонстрировало бережливое, практически родственное отношение к своему маленькому миру, что невозможно было взять и просто выбросить, уничтожить результат любовно сделанной работы. Я была удивлена, что в доме вполне зажиточных людей использовались вещи с заплатами и заштопками… Как правило, авторы заплат - женщины: на их плечах лежал не только колхозный труд, но и работа по дому и забота о семье. Без преувеличения можно сказать, что небольшие лоскутки, прикрывающие прорехи, помогли выжить им и их домашним. Причем выжить, сохранив чувство собственного достоинства: во все, даже самые сложные времена, женщины не забывали об опрятности и красоте. Хотя одежда с заплатами - это не столько история о бедности, сколько об умении сохранить достоинство и ценить то, что имеешь». Для меня эти слова стали настоящим откровением, с такой стороны я о заплатах на одежде никогда не думала.

В развитии столь необычной темы создатели музея пошли еще дальше. «При формировании экспозиции стало ясно, что и дыра, и заплата – понятия не только бытовые. Научные и технические, медицинские и философские, финансовые и социальные, они повсюду. Реставрация картин, зданий, отношений, исторических событий - этот перечень можно продолжать бесконечно. И это – дыры и заплаты общечеловеческие, характерные не только для деревни, но и для города. Так что в музее бытовая категория переходит в философию. Экспозиция музея построена так, что постепенно от вещей приходишь к мысли о том, что из дыр и попыток их залатать состоит вся жизнь. Мы хотели, чтобы музей был не только познавательным, но и настраивал на раздумья. В последнем зале стоит черно-белый телевизор. Здесь мы крутим записи коротких рассказов людей об их собственных дырах и заплатах. Когда слышишь эти истории, иногда приходит внезапное осознание, что такое дыра и заплата в твоей жизни», - пояснила Елена Наумова.

В общем, я по-доброму позавидовала ярославцам, имеющим такой необычный музей. Это, конечно, здорово, с помощью простого бытового предмета заставить посетителя думать и размышлять о собственной жизни, о системе ценностей наших предков, которые жили честнее и проще и потому были мудрее нас. Кстати, раньше по умению ставить заплаты определяли – насколько девушка умелая и бережливая хозяйка. Я для себя решила этой премудрости обязательно научиться.