Мнения

Ольга ТАТАРИНОВА: Не надо брать!

Печать

26 декабря 2017 года

 

Однажды, в очередной раз вернувшись из супермаркета с пакетами всякой всячины, я всерьез задумалась: а все ли, что я регулярно покупаю, мне действительно жизненно необходимо? И в последующие походы по магазинам стала тщательно анализировать свои покупки, а заодно наблюдать за покупателями, продавцами и маркетологами.

Маркетинг — вообще наука интересная. Я бы даже сказала волшебная. Маркетологи настолько искусно могут заставить человека купить как можно больше товара (зачастую не нужного), что любой маг, наверное, позавидовал бы. Случалось ли у вас, что товар, когда-то купленный по акции с большой скидкой, или же просто заодно с чем-либо, отлеживается на полке кухонного шкафа или холодильника, а по истечению срока годности безжалостно летит в мусорное ведро? Со мной такое бывает нередко. Вернее бывало, поскольку сейчас к походам по магазинам и покупке вещей и продуктов я отношусь более ответственно и на маркетинговые уловки стараюсь не попадаться. Хотя и получается не всегда.

Это сладкое слово... скидка! На большинство из нас оно действует, как гипноз. Стоит только увидеть на прилавке желтый или красный ценник, как в голове моментально срабатывает: надо брать! И неважно, что полка в ванной уже заставлена шампунями, подарочные наборы шоколадных конфет куплены на год вперед, а зеленый чай ты вообще не пьешь. На все тут же найдется оправдание: а вдруг гости придут? А вдруг кризис? А если такой скидки уже никогда не будет? И десятая бутылка шампуня летит в корзину, туда же отправляются колбасы, крупы, шоколадки, трусы и носки по акции и стратегический запас консервов на случай войны. Ну, или кризиса.

А в это время умные и предприимчивые маркетологи снуют между прилавками и думают, чем бы еще привлечь беспечного покупателя. Каких только ходов не предусмотрено, чтобы мы оставляли в магазинах как можно больше денег и наполняли тележки товарами! Кстати, те самые продуктовые тележки были изобретены в 1938 году и, говорят, за последние сорок лет размер их увеличился в два раза. Вы когда-нибудь задумывались о том, насколько объем телеги в супермаркете превышает размер стандартной «потребительской корзины»? Обычно человек, располагающий достаточной суммой денег, старается наполнить ее «до отказа». И это один из маркетинговых ходов. А замечали ли вы, что молочные продукты и хлебобулочные изделия в крупных сетевых магазинах «спрятаны» в дальних залах? В поиске необходимых для ежедневного потребления продуктов мы успеваем наполнить тележку хозяйственными товарами, печатной продукцией, и, конечно, сладостями.

Кроме того, хлеб, яйца и «молочка» обычно располагаются в разных концах магазина, чтобы мы успели обойти все отделы и, опять же, набрать побольше товаров.

Отдельная тема — хитрые «завлекалочки», которые воздействуют на органы слуха, осязания и обоняния покупателя. Приятная умиротворенная музыка, запах свежей выпечки, ярко освещенные витрины.

Дисконтные карты, небольшие подарки, промоутерские акции, мини-маркеты на кассах - все это сделано с одной целью — заставить нас с вами покупать как можно больше. Это не значит, что супермаркеты надо обходить стороной. Избежать спонтанных покупок поможет здравый смысл и небольшие хитрости. Психологи советуют ходить в магазин на сытый желудок и, если пришел только за необходимым, брать небольшую корзинку. При этом не забывать о принципах здорового питания и мысленно перебирать содержимое холодильника и ванной комнаты. Так я теперь и делаю. И знаете, это работает!