Мнения

Ольга ТАТАРИНОВА: Не хочу учиться, не хочу трудиться

Печать

5 декабря 2017 года

 

На днях ждала дочь с подготовительных занятий в школе и наблюдала за группой старшеклассников, которые вышли после уроков в вестибюль. Возможно, я бы не обратила на них внимания, если бы их не окликнула возмущенная женщина-педагог. «Ребята, да как вам не стыдно!», - с сожалением и обидой она пыталась докричаться до них.

Из последующего диалога я поняла, что учитель безуспешно пытается уговорить ребят помочь дворнику разгрести двор после ночного обильного снегопада. «Вы посмотрите на себя, здоровые, сильные парни, ну неужели вам так трудно?», - упрекала она учеников. И что меня поразило, большинство даже лица к ней не повернули, а один сухо пробурчал: «У вас что, дворников в коллективе не хватает? Мы что, обязаны?». Когда они гурьбой поспешили на улицу, женщина побежала за ними и уже едва ли не со слезами спросила: «Мальчики, чем я заслужила такое отношение?». И только после этого старшеклассники остановились, переглянулись и нехотя, лениво, словно делают одолжение, стали интересоваться, где взять лопаты и какую территорию надо расчищать.

Я, честно говоря, была в шоке. Было обидно за учителя и стыдно за этих здоровых ребят. А еще — страшно за наше будущее. Школу я окончила чуть больше десяти лет назад. С гордостью вспоминала в этот момент мальчишек-одноклассников, которые беспрекословно выполняли любую просьбу учителя, будь то перестановка парт или уборка на пришкольной территории. У нас тогда и в мыслях не было отказать учителю в помощи, а уж тем более «качать права». К труду в школе нас приучали с начальных классов. Ежедневно по очереди дежурили, накрывали обеденные столы в школьной столовой, летом принимали посильное участие в ремонте классов и с удовольствием работали на пришкольном участке. Если случалась какая-то форс-мажорная ситуация — где-то что-то протекло или сломалось, дети всегда с готовностью помогали взрослым. Случалось, конечно, и шалили, и уроки срывали, но, чтобы вот так бессовестно общаться с учителями и игнорировать просьбы о помощи — нет, такого не было.

Попыталась понять, каким образом сильная половина человечества начала превращаться в слабую, где допущен пробел. Может быть, виной тому недостаточное внимание трудовому воспитанию в школе? Отсутствие воспитания дома, в семье? Технологический прогресс, вытесняющий ручной труд? Скорее всего, все в совокупности.

На мгновение представила, что вырастет из таких вот инфантильных мальчиков, которые бьют себя кулаком в грудь, а лопату в руки взять боятся. Какие же из них главы семей и защитники Отечества получатся, если они только права свои знают, а ответственности за то, что вокруг происходит, не осознают?

Кстати, мое мнение, как оказалось, разделяют не все. Одна женщина, которая рядом со мной ожидала с занятий свою внучку и также наблюдала за ситуацией в вестибюле, вдруг запричитала, глядя на педагога: «Вот еще что придумали! Мальчики еще ноги промочат, замерзнут, простудятся!». Минут десять спустя, наблюдая, как «мальчики» под метр восемьдесят с розовыми от свежего воздуха щеками бойко разгребают снег в школьном дворе, задорно смеясь и играя в снежки, я подумала: а может быть, еще не все потеряно?

 

Новый слой