Мнения

Ольга Татаринова: Водитель, будь человеком!

Печать

14 ноября 2017 года

 

В начале ноября в Костроме стартовал месячник вежливости в общественном транспорте. Ежедневно добираясь до работы на автобусе или маршрутке, я нередко становлюсь случайным свидетелем конфликтных ситуаций между пассажирами и водителями. И каждый раз становится стыдно за нашу культуру поведения в общественных местах, вернее ее отсутствие.

В час пик — утреннее и вечернее время — в общественном транспорте наблюдается наибольшее скопление пассажиров. По моим наблюдениям, в это время риск возникновения внезапных конфликтов наиболее высок. Люди спешат на работу, кто-то еще не проснулся до конца, у кого-то предстоит непростой разговор с начальством, студенты волнуются перед парами. Одним словом, царит всеобщее напряжение. В этом случае достаточно одной «зацепки» - неловкого движения, случайно брошенного грубого слова, чтобы разгорелась словесная перепалка. И хорошо, если одной перепалкой все закончится.

За последнее время я уже дважды наблюдала неприятные ситуации в общественном транспорте. В первом случае девушка отказалась пройти в салон и осталась стоять на ступеньке у выхода. На просьбы и замечания водителя реагировала довольно грубо, мол, отстаньте от меня, где хочу, там и стою, имею право. Водитель на несогласие отреагировал довольно резко: остановил маршрутку и, едва ли не швырнув строптивой пассажирке деньги, велел ей выйти. Девушка, в свою очередь, ответила ему отборным матом и с угрозами расправы покинула транспортное средство. Как только двери салона закрылись, пассажиры накинулись на водителя с упреками. Как оказалось, дама была беременна, да еще и с приличным сроком. Из водителя чуть ли не изверга сделали, но никто почему-то не задался вопросом, а если бы будущая мама подскользнулась и упала на скользкой ступеньке при внезапном резком торможении, кто бы отвечал за последствия?

В другой раз перебранка случилась между пассажирами. Раздраженная девица с мальчиком лет трех на руках, громко и грубо выясняла отношения по телефону, используя при этом нецензурные слова. Одна из пассажирок отважилась сделать ей вежливое замечание, на что та «наградила» ее такими словечками, что у пожилой женщины дар речи пропал. Две женщины попробовали заступиться за обиженную попутчицу, так невменяемая девушка едва ли не с кулаками на них набросилась, объясняя свое поведение тем, что никто не смеет «затыкать» ее. Водитель же конфликт в салоне молча проигнорировал.

Лично я в таких ситуациях теряюсь и стараюсь в конфликты не встревать. Но выхожу из салона с неприятным осадком на душе и безнадежно испорченным настроением. Грустно, что зачастую свидетелями подобных перепалок становятся дети. У малышей они могут вызвать душевные травмы, а для подростков и примером для подражания, пожалуй, станут.

Только за первые дни месячника вежливости на телефон горячей линии поступили десятки звонков от возмущенных пассажиров. Люди жалуются на неадекватное поведение водителей; рассказывают, что становятся свидетелями драк и ругани в салонах; делятся видеороликами подобных ситуаций. По словам организаторов акции, по итогам месячника нарушители получат наказание, а самых вежливых и ответственных водителей и кондукторов поощрят. Пассажирам, в свою очередь, тоже не стоит забывать о вежливости и взаимоуважении. Тогда и утро станет более добрым и с работы будет возвращаться куда приятнее.