Мнения

Ольга ТАТАРИНОВА: Научить учиться

Печать

13 сентября 2022 года

 

Мне кажется, практически все родители детей школьного возраста замечали, как меняется настроение с приближением нового учебного года. Появляется сосредоточенность, в спешке докупаются необходимые канцелярские принадлежности. В шкафу ждут своего часа наглаженные платьица и брючки, а в голове крутится множество мыслей. Мы понимаем, что с первого сентября привычный ритм жизни всей семьи изменится.

Помню, когда моя дочь пошла в первый класс, друзья и близкие задолго до этого события твердили мне, что о спокойной жизни можно забыть. Нас морально готовили к череде беспросветных учебных будней, в которых нет места прогулкам и свободному времени. Я искренне удивлялась: почему? Казалось бы, первый класс, что там сложного может быть? Но больше всего меня задевал вопрос родительской причастности к выполнению домашних заданий. За уроками с дочкой я сидеть не собиралась. Совсем. И она была в курсе этого.

Когда я делилась со знакомыми своими намерениями, надо мной в лучшем случае посмеивались, отвечая, что это нереально: программа сложная, ребенку не справиться. «Да и не захочет она над уроками сидеть. Контролировать надо».

Несмотря на попытки общественности призвать меня к разуму, от своего, так называемого, эксперимента я не отказалась. Спокойно и уверенно объяснила ребенку, что все - от выполнения уроков, до сбора портфеля - ей предстоит делать самостоятельно. Сразу для себя отметила, что такая ответственность ее даже вдохновила. И мы сообща пошли по этому пути.

Да, в первый школьный год случалось всякое. Дочь забывала положить в портфель ту или иную тетрадь или учебник. Что касается уроков, иной раз тетради были исписаны красной учительской пастой. Скажу больше, даже сам учитель не поощрял моей системы, убеждая, что надо ребенку помогать. Но я видела, что с каждой ошибкой, с каждым замечанием учителя дочь все лучше справлялась с их исправлением, поэтому была спокойна. Первые итоги нашего «эксперимента» мы увидели во втором полугодии второго класса, любуясь в дневнике пятерками за четверть по всем предметам. А с какой гордостью в конце года ребенок принес из школы похвальный лист! Начальную школу она окончила с тремя четверками, и это ее личное достижение. На школьных собраниях дочь хвалят за самостоятельность, стремление к получению знаний и эрудицию. Она с удовольствием ходит в школу, не теряя интереса к каждому предмету. А в тетради я даже не заглядываю, это ее территория. Очень сомневаюсь, что этого удалось бы достичь, если бы я заставляла ее делать уроки, или, того хуже, часть заданий брала бы на себя. Откуда тогда взяться мотивации к учебе?

На мой взгляд, важно позволить детям почувствовать ответственность за учебный процесс. Раньше это было в порядке вещей, стоит только вспомнить мотивирующие советские плакаты для школьников, призывающие к самостоятельности. Да, этот путь невозможно пройти без ошибок. Будут встречаться и плохие оценки, и свойственная детям рассеянность, и, возможно, лукавство. В итоге, ребенок все равно придет к пониманию, что за него никто ничего не выучит и не сделает, и будет стремиться к успеху. Особенно если родители замечают и поощряют эти попытки.

Для моей дочери лучшей мотивацией было, пожалуй, наше общее свободное время. Она старалась до моего прихода с работы выполнить все уроки и собрать портфель, чтобы после ужина отправиться на прогулку, позаниматься совместным творчеством или просто приятно побездельничать. Ценные моменты!