Мнения

Любовь ВОЛОДИНА Ехать с комфортом. И без семечек

Печать

18 января 2022 года

 

Озадачилась таким вопросом: ведь есть же определенные правила поведения для водителей общественного транспорта, помимо наличия водительских прав и водительского стажа? Я не о высоких «культурных этикетах», о самом элементарном. О том, что нецензурно выражаться на рабочем (общественном!) месте, например, это верх неприличия. И что на рабочем месте водителя автобуса городского маршрута должно быть чисто. И что «щелкать» семечки за рулем и на рабочем месте ну как-то уж совсем  не уровень. А такое в Костроме бывает. И нередко. Нас учили так: семечки – это только дома. При условии, если никто не видит. В остальных случаях – нельзя! Но жизнь показывает, что можно. И еще как.

Собственно, не придираюсь и не ханженствую, но хочется, чтобы людям было комфортно. Конечно, на водителях общественного транспорта лежит большая нагрузка. Вечные пробки, отсутствие кондукторов (и в связи с этим двойная работа водителя), старая техника, отнюдь не всегда благоприятные погодные условия. И все же правила приличия никто не отменял. И профессиональный этикет и этику тоже. И для водителей автобусов, и для водителей такси.

На сайте, посвященном истории московского такси нашла интересные и на сегодняшний день уже исторические заметки. Из далеких семидесятых. Это памятка по культуре обслуживания пассажиров. «Помните, что в машине вы хозяин, принимающий гостя, и аккуратность — это та же вежливость». Или, к примеру, вот: «Вы должны быть вежливы, внимательны и корректны по отношению ко всем пассажирам. Внимательное отношение к пассажиру вызывает у него чувство благодарности, создает атмосферу доброжелательности между вами и пассажиром. Совершенно недопустимо панибратское обращение к пассажиру на «ты», грубая манера разговаривать, назойливость». Понравились и эти пункты: «Не курите в присутствии пассажира без его разрешения. Не открывайте окон, не получив от клиента одобрения своих действий. Совершенно неприлично выглядит водитель такси, принимающий пищу в присутствии пассажиров».

Конечно, все в идеально-советском стиле. И конечно, многое из вышесказанного нами сейчас воспринимается с иронией. Однако доля правды (и главная доля!) в этом есть.

Сегодняшнее общество – это общество «мультипрофессионалов». В том смысле, что сферу деятельности среднестатистический представитель человечества XXI века меняет достаточно часто. Немало случаев, когда профессии эти могут быть полярно противоположными – от фермера до балетмейстера. А я вот все чаще задумываюсь о том, что все же не так важно количество, как качество. А соответственно, и профессионализм. На мой взгляд, водитель общественного транспорта – это отдельная профессия. Не для каждого, даже самого опытного водителя в принципе. Помимо важных технических знаний и опыта, нужен еще большой человеческий потенциал и умение взаимодействовать с людьми. Надеюсь (и даже уверена), что такие профессионалы в Костроме и области есть. На них и равняемся. И едем с комфортом. Наверное…