Мнения

Андрей ДОБРЕЦОВ. Осторожно: фальсификация!

Печать

16 ноября 2021 года

Речь не о продуктах и лекарствах, а о фальсификации истории, и этой злободневной теме был посвящен «круглый стол» в Костромском госуниверситете.

В обсуждении приняли участие студенты-историки, а в качестве ведущего дискуссии и эксперта был приглашен известный политолог и исследователь, член Российского военно-исторического общества Павел Романец. Он рассказал молодежной аудитории о приемах и методах фальсификации истории. Они многообразны, и Павел Викторович подробно остановился на их квалификации.

Фальсификация истории наносит удар по важнейшим конструкциям общества. В целом же методы фальсификации можно объединить в две группы. Это прямое измышление фактов и подделка документов. А также односторонний подбор и произвольное толкование фактов, в результате чего между ними выстраиваются связи, в реальности отсутствующие, и делаются выводы, которые на основании полной картины сделать никак невозможно.

Во втором случае все используемые факты могут соответствовать реальности, но выводы делаются с грубым и целенаправленным нарушением методологических основ. В качестве примера докладчик привел распространенную версию. Считается, что государственность пришла на Русь в 862 году, когда финно-угорские и славянские племена призвали княжить над ними варяга Рюрика. Но проблема в том, что теория, известная нам со школьной скамьи, взята из «Повести временных лет», а достоверность содержащихся в ней сведений современной наукой ставится под сомнение.

Между тем существует множество фактов, подтверждающих, что государство на Руси было до призвания варягов. Так, в византийских источниках при описании жизни русов отразились явные признаки их государственного устройства: развитая письменность, иерархия знати, административное деление земель. Упоминаются также мелкие князья, над которыми стояли «цари». Данные многочисленных археологических раскопок свидетельствуют, что там, где сейчас находится Среднерусская равнина, еще до наступления новой эры бурлила жизнь, был расцвет городов.

К пограничным приемам между случаями явной фальсификации можно отнести приведение реальной, но усеченной цитаты, с опущением мест, которые прямо противоречат необходимым фальсификатору выводам. Примерами таких приемов пестрят «исторические» книги Виктора Суворова (Владимира Резуна).

История — это не только факты, но и мнения. Это вечные столкновения точек зрения, идеологий и политических взглядов. Конечно, людям, не являющимся профессиональными историками, не обязательно окунаться с головой в суть всех событий прошлого, пробираясь сквозь дебри множества трактовок. Однако, есть особо значимые страницы истории, сохранение памяти о которых, - вопрос целостности национального самосознания. Именно к таким событиям относится, без сомнения, Вторая мировая война. Во всестороннее рассмотрение проблемы искажения и ложной трактовки исторических фактов этого сложного периода включились участники «круглого стола». Интересные сообщения сделали доктор исторических наук Андрей Белов, профессор Елена Волкова, заведующий кафедрой истории КГУ Алексей Новиков.

Они рассказали о том, как необходимо действовать научному и педагогическому сообществу, чтобы помочь людям отличать реальные исторические факты от ложной пропагандистской информации, дать верные ориентиры. Сейчас борьба за пересмотр итогов Второй мировой война идет не только на Западе, а буквально повсюду. В наше сознание пытаются внедрить ложную историческую память. Потому что самый верный способ разобщения народа — путем переписывания истории заставить его сменить политическую идентичность, перестав ощущать себя русскими.

Ведь история вызывает большой интерес в обществе. О ней многое говорят, порой позволяя себе весьма смелые суждения. При этом как будто бы «забывается», что история — это еще и наука со своими подходами и принципами. Наука сложная и требовательная, предполагающая как знание ее теоретических оснований, так и овладение многотрудным ремеслом историка. Вероятно, этому не поверит тот, кто привык говорить: «Сколько историков, столько и мнений».

— Нам как будущим преподавателям истории тема состоявшегося «круглого стола» очень важна. В преподавании истории мы обязаны опираться на достоверные факты, иначе можно нанести вред. Для нас очень важна правда, она прокладывает нам дорогу, — поделился своим мнением третьекурсник Николай Никитов.