Мнения

Любовь ВОЛОДИНА: Под диктовку прошлого

Печать

1 сентября 2020 года

 

Пару лет назад было такое. Разбирая кладовку, мои родственники обнаружили настоящий клад – учебники из советского прошлого. Были относительно «молодые» - из семидесятых годов прошлого века. Были, по моим восторженным меркам, раритетные  – из послевоенных сороковых. В семье было много педагогов и много учеников. И учебников осталось… до потолка кладовки.

Оказавшись рядом и оценив ситуацию по достоинству, буквально зачиталась задачниками, сборниками упражнений и диктантов. И  с разрешения владельцев коллекции  несколько книг взяла себе. 

Перечитываю периодически и все больше убеждаюсь: это не просто  школьная программа в твердом переплете, а настоящий портрет общества.  О чем мечтали, чем жили  и дорожили, во что верили,  – все здесь.

Мой самый любимый «коллекционный» учебник – сборник диктантов для начальной школы 1949 года издания. Достался от бабушки. Специальность у нее интересная была: «учитель начальных классов, воспитатель детского сада/ детского дома». Детдомов после войны было много. И профессия требовалась особая. А в сборнике - ух, какие советские и по-советски притягательные  тексты. Например, вот: «…сыну тракториста Васе Рыжкину всего 13 лет. Но ему уже доверили трактор. Юный тракторист план выполнил на 154 процента и заработал 70 трудодней».

Не про трудодни (жизнь менялась -  учебники тоже), а про вполне реальные заработки читаем в сборнике задач для четвероклассников из 1975 года. «Ученик слесаря зарабатывал 71, 35 р. в месяц. После получения квалификационного разряда его месячный заработок стал  114, 8 р.». Или вот еще примечательное: «Рабочий получил 120 р. премии. Одну сотую часть премии он потратил на подарок сыну….». Да, когда-то на рубль двадцать можно было купить подарок. Такая вот арифметика.

Со страниц школьных учебников на нас смотрят ударники труда, октябрята, пионеры, комсомольцы. И даже конь товарища Буденова - смотрит тоже! Правила поведения на мостовой и выписки из колхозного устава. Чистота, которая должна царить в комнате, валенки и калоши, которые должны быть на своем месте… А еще вдохновляющие тексты  про юннатов и 30-килограммовую (!) тыкву,  про рабочие будни, осушение болот, школьные «живые уголки», про горелки, городки, лапту. Про войну. Про мир.

Важное идеологическое значение в каждой строчке. Плохо это или хорошо? Педагогам виднее. А мне по-настоящему нравится! Честно!  Поэтому продолжаю: «Москве 800 лет. 7 сентября 1947 года праздновался день рождения Москвы. Днем наша столица была вся в красных полотнах, флагах, знаменах. В зеленых гирляндах елок, в букетах цветов были ее здания. А вечером Москва блестела в разноцветных огнях. Страна поздравила Москву большим салютом».

И вот еще  к началу учебного года актуальное для школьников (из 1988-го с любовью):  «Школьники вырастили 100 астр. Из этих цветов они сделали для учителей 24 букета, по 3 астры в каждом, а остальные цветы поставили в классах. Сколько цветов они поставили в классах?» Главное не сколько, главное, что поставили и подарили.  Правда? Не забудьте про астры. Без них 1 сентября – совсем не праздник.