Мнения

Екатерина МАЙ: Праздник детства

Печать

14 апреля 2020 года

 

Буквально на днях отмечался очень добрый и душевный праздник – День российской анимации. На общем беспокойном новостном фоне он стал просто отдушиной и хорошим поводом пересмотреть любимые мультфильмы. Специально не уточняю – советские или уже российские, потому что для меня они все вне времени, хотя, безусловно, и несут в себе черты эпохи. В детстве я с удовольствием смотрела мультфильмы «Ну, погоди», «Возвращение блудного попугая», «Винни Пух», «Малыш и Карлсон», «Приключения кота Леопольда», «Трое из Простоквашино» и многие другие. И уже повзрослев, смотрю их с не меньшей радостью (не зря говорят, что взрослые – это большие дети). Потому что все они учат любви, дружбе, честности, взаимопониманию, и, конечно, несут образовательную и развивающую функции. Когда смотришь их, отдыхаешь душой. Не зря ведь «anima» в переводе с латинского «душа».

Нашу российскую анимацию не спутаешь ни с какой другой. Сколько поколений выросло на той же трогательной «Варежке» Романа Качанова, выпущенной в 1967 году. И до сих пор сердце замирает, когда видишь знакомые кадры. А ведь в этом кукольном мультфильме не произносится ни одного слова! И, кстати, «Варежка» в свое время получила не только премии Советского Союза, но и несколько международных наград Франции и Испании. А совершенно гениальный мультфильм «Жил-был пес» Эдуарда Назарова, выпущенный в 1982 году. Его сразу же растащили на цитаты: «Щас спою!», «Бог в помощь!», «Ну ты заходи, если что!». Я уже не говорю о «Ежике в тумане» Юрия Норштейна, выпущенном в 1975 году. Там каждый кадр – метафора, некоторые даже видят в них отсылки к Босху, Тарковскому, Феллини. В 2003 году на мультипликационном фестивале в Токио «Ежик в тумане» был признан лучшим мультиком всех времен и народов. И, кстати, именно он оказал большое влияние на замечательного японского режиссера-аниматора Хаяо Миядзаки. По-моему, нам есть чем гордиться. Наследие с советских времен осталось богатое. Можно сказать, легендарное.

А что же с российской анимацией? По последним данным, в 2020 году студия «Союзмультфильм» планирует выпустить 700 минут анимации, в том числе, сериалы и авторские короткометражки. Цифра обнадеживает. Правда, иногда я слышу мнения, что с современной анимацией у нас все плохо. Не создается, дескать, ничего стоящего. Мне кажется, так говорит тот, кто не видел современных мультфильмов, дальше «Лунтика» или «Свинки Пеппы». Помню, каким откровением для меня стали мультфильмы известного режиссера-аниматора Михаила Алдашина. Несколько лет назад он привозил в Кострому свою очень нежную, лирическую историю «Рождество», которая относится к числу лучшей российской авторской анимации. И только-только победивший на фестивале анимационного кино мультфильм «Бессмертный», созданный по мотивам дагестанской сказки. В разговоре о современной анимации Михаил сказал: «Искусство должно помогать людям жить, вдохновлять, радовать и даже веселить. Чтобы зритель чувствовал тепло». С тех пор для меня это главный критерий в оценке мультфильмов. На душе, например, было очень тепло, когда я смотрела мультфильм «Кошка Машка», созданный по мотивам сказки костромского писателя Сергея Савина. Невероятно добрая и забавная история получилась, в лучших традициях советских мультиков. И дети, и взрослые, присутствовавшие на показе, сидели как завороженные, не отрываясь от экрана.

Так что российская анимация у нас есть, и она, правда, вне времени. Как сказал кто-то из режиссеров-аниматоров: «Темы, которые интересны создателям мультфильмов, глобально не меняются: авторы все так же хотят рассказывать о дружбе, любви, отношениях детей и родителей и других жизненных ситуациях. Анимация позволяет это рассказать без назидания и поучения, а от сердца к сердцу». По-моему, в этом и есть секрет успеха российской анимации. И жить она будет еще долго. Жить и радовать нас новыми душевными мультфильмами – от сердца к сердцу.