Люди

Певица Анна Павлова: Мы всю жизнь расправляем свои крылья

Печать

11 февраля 2020 года

 

Анну ПАВЛОВУ называют волшебницей. После занятий вокалом у нее начинают петь даже те, кто всегда считал, что не имеет ни слуха, ни голоса. На самом деле, за такими чудесами стоит мастерство и много труда. Анна - певица, руководитель и педагог Мастерской вокального искусства «BELCANTO», член Российской общественной академии голоса, организатор международного вокального фестиваля-конкурса «Песня года. Кострома».

 

Подглядывала в щелочку и мечтала о сцене

- Анна, когда вы петь начали?

- С шести лет. Конечно, тогда я еще не думала, что свяжу жизнь с пением, мне просто нравилась музыка. Однажды утром я услышала по радио красивую фортепианную музыку, а потом объявление, что начинается прием в музыкальную школу имени П.И.Чайковского. Это в Рыбинске, я оттуда родом. Я все запомнила: какого числа и во сколько будет прослушивание. Рассказала маме, что хочу принять в нем участие, и буквально за руку ее повела туда.

- Обычно родители своих детей за руку в музыкальную школу ведут. У вас, получается, наоборот?

- У меня все родственники были в шоке, бабушка причитала: «Что вы делаете с ребенком, зачем на нее такую обузу взваливаете?». Но ребенок сам хотел. Я училась в музыкальной школе по классу фортепиано, туда пришла работать хормейстер Ольга Борисовна Соколова. Я с ней начала заниматься вокалом серьезно. Однажды, возвращаясь вечером с уроков, вдруг услышала из актового зала чудесные звуки – гитара, клавишные, кто-то пел в микрофон. Все это меня так заворожило. Оказалось, идет репетиция ансамбля «Лучшие годы». Я три месяца подглядывала в щелочку и так мечтала оказаться там, на сцене! Но мне было всего десять лет, а в ансамбле играли старшеклассники.

- От мечты пришлось отказаться?

- Как оказалось, мой папа был хорошо знаком с руководителем этого ансамбля, он пообещал, что договорится о прослушивании, при условии, что я серьезно подготовлюсь. Одной из песен, которую я пела и сама себе аккомпанировала на синтезаторе, была «В горнице моей светло». Руководителю ансамбля мое исполнение понравилось, и меня взяли солисткой.

- Зато, наверное, после школы с выбором профессии у вас вопрос не стоял. Так?

- Нет, были очень длинные поиски себя. Я окончила музыкальную школу с отличием. И после 9-го класса, действительно, мечтала продолжать учиться - по классу фортепиано или теории музыки, но для этого нужно было ехать в Ярославль. Мама меня не отпустила. Побоялась, как такой домашний ребенок будет жить один в другом городе. Через год я уже мечтала о музыкальном театре. Поехала в Ярославль, но оказалось, что там набор раз в пять лет. И тоже не сложилось. Я оказалась в тупике. Крылья сложила. Поняла, что, наверное, буду учиться в Рыбинске. Поступила в Рыбинский педагогический колледж. Основная специальность была воспитатель, а дополнительная - музыкальный руководитель в детском саду. Там у меня была чудесный педагог по вокалу – Вера Борисовна Булыгина. Меня, шестнадцатилетнюю девчонку, она привела к дирижеру оркестра народных инструментов Адольфу Константиновичу Павлову и подарила тем самым возможность петь с оркестром в течение нескольких лет. Но, проучившись два года в колледже, я поняла, что воспитателем не буду работать никогда. В моей жизни должна быть музыка. Ежедневно, ежечасно, каждую минуту. Я считаю, если ты отступаешь от своей мечты, от своего призвания, за это наказывают. И я уехала в Кострому, где поступила на музыкально-педагогический факультет КГУ. Окончив его, работала в доме детского творчества «Жемчужина», в ДЮЦ «АРС», была солисткой филармонии. Но, кстати, музыкальным руководителем в детском саду я все же поработала, пока была в декрете в 2003-2004 годах в Рыбинске.

- Не было у вас желания поехать в Москву, принять участие в кастинге на мюзикл, например?

- В кастингах я не пробовала участвовать. Но с мюзиклом была тесно связана. В 2013 году я работала в Москве в театральной компании «Айвенго» педагогом по вокалу и хормейстером на спектакле «Остров сокровищ». До сих пор мы с некоторыми артистами сотрудничаем, переписываемся. Сейчас моя дорожка ближе к вокальной педагогике, я вижу, что люди во мне заинтересованы, а у меня получается работать с их голосами.

- Вы все-таки расправили сложенные когда-то крылья?

- Мне кажется, мы всю жизнь расправляем свои крылья. Я не люблю, когда все просто, примитивно, ограниченно. Хотя на самом деле ограничения у нас в голове и их очень много. Учусь снимать их. Это сложно. Но возможно. И тогда появляется окрыленность, хочется полета, и чтобы не было никаких границ.

Медведь наступил на ухо – это не приговор

- Вы правда можете научить петь человека, которому медведь на ухо наступил?

- Правда. Я беру людей с нуля. Кому медведи толпами ходят по ушам, кому когда-то сказали: «Ты никогда не будешь петь, и голоса у тебя нет и слуха тоже». Нужно просто учиться, тренироваться. Также как мы учимся в детстве говорить, ходить.

- Значит, «оттоптанное» медведем ухо - не приговор?

- Конечно, нет. Приговор может вынести только доктор. Например, фониатр. Я являюсь членом общероссийской общественной организации Российская общественная академия голоса, это сообщество специалистов по голосу и речи со всей страны и ближнего зарубежья. Нас сейчас 168 человек: врачи-фониатры, логопеды, отоларингологи, вокальные педагоги, речевые педагоги, актеры, певцы. Когда мы собираемся в Москве на форумы, обсуждаем вопросы, связанные с проблемами голоса и речи, делимся своими наработками. Это очень помогает в работе.

- Человек в ходе занятий вокалом меняется?

- Словами не передать – как меняется. Я могу это только почувствовать, увидеть блеск в глазах учеников. Особенно ценен тот момент, когда у человека открывается голос - у него от восторга расширяются глаза, ему не верится, что это именно он издает такой красивый звук. Тогда у него появляется чувство окрыленности, он, наконец, начинает верить в себя! Когда человек чувствует, что его тело свободно, нет никаких зажимов, жизнь меняется в лучшую сторону, в ней появляются нужные люди, интересные возможности. Люди это часто воспринимают как волшебство. На самом деле, все просто - человек вернулся к себе, встал на ту дорожку, которая ему определена. Вот такая у меня волшебная работа.

«Анка-партизанка»

- Как у вас появилась идея проводить «Песню года» в Костроме?

- Фестиваль задумывался для творческой реализации вокалистов, особенно любителей и начинающих авторов-исполнителей. Я вижу по своим ученикам, когда они начинают заниматься вокалом, развиваться творчески, их жизнь меняется. Каждому участнику, кто доходит до гала-концерта, мы вручаем диплом и кубок победителя, потому что они победили сами себя - свои страхи и сомнения. Многие из них вообще первый раз выходят на сцену.

- В жюри – костромичи или приглашенные эксперты?

- Приглашенные, но я знакома с каждым из них лично. В этом году в жюри была Наталья Манулик - солистка Центрального военного оркестра Министерства обороны. Семен Лиманов – певец, педагог по эстрадному вокалу, шоумен, вокальный эксперт шоу «Ну-ка, все вместе!» на телеканале «Россия1». Анна Загребнева – режиссер, актриса и педагог, живет и работает в Санкт-Петербурге, поставила прекрасный спектакль «Рождены в Ленинграде», посвященный блокадникам. Владимир Вершинин – журналист-международник, был главным редактором журнала «Ветеран границы», пишет прекрасные песни. Их исполняют Ренат Ибрагимов, Евгений Кунгуров.

- Вашему фестивалю всего два года. Начинать что-то новое всегда непросто. Как вы реагируйте, когда слышите критику в свой адрес или в адрес участников фестиваля?

- Я всегда в таком случае говорю – сделайте также или лучше. А мы за вас порадуемся. В апреле прошлого года мне позвонил наш член жюри Владимир Семенович Вершинин и предложил поучаствовать во всероссийском фестивале авторской военно-патриотической песни «Любим тебя, Россия». Его организует Элеонора Филина, автор и ведущая программы «В нашу гавань заходили корабли». Буквально за два дня я написала песню «Анка-партизанка». Посвятила ее памяти своего дедушки-фронтовика. Он дошел до Берлина, а вот его старший брат погиб. Дед назвал моего отца в память о своем брате Иваном. Эта история нашла отражение в песне. «Анка-партизанка» - так называл меня дедушка, когда я была маленькой. Глубокий смысл песни в том, что нужно в нашем сердце память сохранить, чтобы быть добрее, чтобы жить нам в мире. Эта песня стала на конкурсе лауреатом I степени. Меня награждал генерал армии Владимир Юрьевич Бакин, который в 2008 году командовал Парадом на Красной Площади в Москве. Поэтому, когда возникают трудности, я теперь всегда говорю: «Партизаны не сдаются».

Екатерина МАЙ

Фото из личного архива Анны Павловой