Люди

Сундук с приданым

Печать

11 июня 2019 года

 

Среди самых простых и практичных изобретений – сундук. Он служил нашим предкам не только местом для хранения вещей, но и столом, и стулом, и кроватью. Об этом корреспондент «КВ» побеседовал с Анатолием КУЗЬМИЧЕВЫМ, человеком, который много знает о сундуках, а кроме того умеет делать их своими руками.

 

Семейные ценности

А поводом для рассуждений о русском сундуке послужила выставка, которая открылась и продолжается в музейно-выставочном центре на улице Советской,41. Там представлены сундуки, сделанные Анатолием Кузьмичевым. Они расставлены на полу и столах. Стены же украшают вышивки  Татьяны Кузьмичевой (жена) и Светланы Степановой. Все вместе это называется «Семейные ценности».

Почему именно так? Это как раз понятно: жена вышивает, муж мастерит сундук, все при деле, мир и покой, семейная идиллия. Очередную работу вышивальщица прячет в сундук, когда он наполняется, мастер принимается за новый. Вышивки на выставке тоже хороши, но о них напишем в другой раз, а пока остановимся на сундуке; это предмет со смыслом, в него много чего положено-покладено.

- Анатолий Лориевич, когда я шел на выставку, то представлял, что вы собиратель предметов старинного крестьянского быта, коллекционер. Где-то в заброшенной деревне находите сундук или покупаете, потом реставрируете, храните, иногда делаете выставки.

- Это не совсем так. Да, сундуки я нахожу, реставрирую, но то, что сегодня представлено, - это новодел, авторские сундуки, которые я сделал сам.

- Я так понимаю, сундук в старой России – это универсальная мебель. Стенок, буфетов, сервантов раньше не было. В крестьянской избе находились стол, лавки и обязательный сундук. Вот и вся мебель, с этим жили, и этого хватало. В сундуке хранилась одежда, девушки на выданье держали в нем приданое. Он заменял и чемодан в дороге, богатым людям служил в качестве сейфа (хранили деньги, драгоценности). Отсюда – железные полосы, петли, замки, в этом деле тоже были свои непревзойденные мастера. Делали сундуки с секретами, потайными ящиками.

 

Привет из прошлого

Изготовлением сундуков занимались ремесленники. С давних лет в сундучном производстве были известны Холмогоры и Великий Устюг. Затем первенство перешло к Муромскому уезду Владимирской губернии, где делалось до 50 тысяч сундуков в год. Кроме того, сундуки производились кустарями Вятской, Нижегородской, Оренбургской губерний.

Все центры производства имели свои отличительные особенности. В Нижнем Тагиле делали сундуки из сосны или кедра, украшали ковкой из белого железа. Крышка, передние и боковые стенки расписывались жанровыми сценами. Макарьевские сундуки (Нижегородская губерния) украшали полосами жести, набитыми в виде решетки, или квадратиками, расписанными букетами, плодами, птицами. В великоустюжских сундуках под полосы просечного металла подкладывалась цветная слюда. Холмогорские мастера обивали свои изделия красной юфтью или тюленьими шкурами, а изнутри - миткалем, коленкором, обклеивали бумагой.

Существовали сундуки разных видов. Большие – лари и короба, поменьше – ковчежцы и подголовники. Последние назывались так, потому что их брали в дорогу и во избежание кражи клали под голову вместо подушки. Для «чаю-сахару» имелись небольшие погребцы. Можно вспомнить знаменитый дорожный сундучок-шкатулку Чичикова, в которой он хранил письменные принадлежности, бумаги и деньги.

 

У моей тверской бабушки был сундук «благородных кровей», обитый металлом, с навесным замком. Большой и  важный, словно купец первой гильдии сундук, выкрашенный в черный цвет, с ручками по бокам. Тяжелая полукруглая крышка поднималась за круглое кованое кольцо.

 В 30-ые годы прошлого века бабушка вышла замуж за моего деда, крестьянина-середняка. Зажила новая семья, добывая хлеб насущный в трудах. Самое ценное – одежда, ткани, крепдешиновое платье на выход - хранились в сундуке. Мальчишкой я часто приезжал на каникулы к бабушке, мне  хотелось заглянуть внутрь, воображение рисовало несметные сокровища.

Сундук редко открывали.  Однажды любопытство преодолело страх, тяжелая крышка приоткрылась. Каково было мое удивление -  внутри лежали многочисленные пакеты с крупами, сушеные грибы и прочая снедь. Война и голод научили делать запасы. Бабушкин сундук – это предмет, который связывает нас с прошлым, он пришел в нашу жизнь из вчерашнего дня, он немой свидетель эпохи.

Я запомнил, что на откидной крышке были нарисованы часики. Позже узнал, что это часто встречающееся изображение. Сундук был хранителем времени. Бабушка получила его от своей матери, а та – от своей. Вещи из сундука тоже передавались из поколения в поколение. Так поддерживалась связь с предками.

Вообще же сундук всегда был территорией женщины. Бытовало выражение «нагнетать сундук», то есть – наполнять его вещами. И деревенские девочки начинали это делать уже с 6-7 лет. К моменту выхода замуж скапливалось приданое. Но сундук сопровождал женщину и в последующей семейной жизни. Там она хранила одежду на выход, подарки, гостинцы, скромные сбережения. В пожилом возрасте в сундук откладывали «смертное». Так завершался жизненный цикл.

 

Вещь в себе

- Анатолий Лориевич, не могу удержаться от вопроса о вашем необычном отчестве…

- Да, меня часто спрашивают, я привык. Имя отца - Лорий, оно довольно редкое, но на Руси встречалось, в святцах присутствует.

- Есть люди, которые занимаются собиранием прялок, утюгов, колокольчиков. А у вас сундуки. Это интересная часть русского быта. Расскажите, какие они бывают?

- Изготавливались сундуки из сосны, ели, кедра, дуба и липы. Имели внутренние или наружные замки. Внутри, в верхней части, делались специальные отделения для хранения мелочей. Для мнущихся вещей в сундуке устраивались в несколько рядов съемные лотки. Специально для поездок на ярмарку изготавливались сундуки по принципу матрешки, чтобы их можно было вложить друг в друга. Их так и называли - тройки, пятерики, шестерики, семерики. Небольшие простые сундуки, которые брали с собой на службу новобранцы, назывались «солдатскими».

- Но ведь были и настоящие произведения народного искусства?

- Конечно, и их можно увидеть в музеях. Сундуки расписывали празднично, ярко. Роспись располагали на внутренней и внешней стороне крышек, на наружных стенках сундуков. И это была в своем роде модель мироздания. Верх – небо, низ – земля, боковины – это четыре стороны света. Любимыми мотивами росписи сундуков, подголовников, ларцов были жанровые сценки, богатыри, различные мифологические существа: грифоны, птицы-сирин, алконосты, единороги, а также экзотические для русских людей львы и попугаи. Среди фантастических существ любимым образом русских живописцев был Полкан (Китоврас) - полуконь-получеловек. Пространство вокруг фигур расписывалось пышными травами, листьями, цветами, плодами. Картины на сундуках рассказывали о неведомом красивом мире.

- Вы следуете этим традициям?

- У меня сундуки авторские, но они сделаны по технологиям, мотивам классических русских сундуков. Была городецкая роспись, великоустюгская. Я хочу этими техниками овладеть. Мы с женой пару лет назад специально ездили в Городец, чтобы поближе познакомиться с этой росписью. Она сюжетная, и она мне ближе. Ездили недавно в Ростов Великий, где проходил фестиваль народных ремесел. Там наше внимание привлекла мезенская роспись. Черно-красные цвета, лошадки, лоси. Эти сюжеты, орнаменты воспроизводятся на различных предметах народного быта, в том числе и на сундуках.

 

От металла – к дереву

- Расскажите немного о себе, где родились, учились?

- По рождению я костромич. По образованию инженер-машиностроитель, оканчил наш «технолог», обработка металла, но уже много лет, как сменил профессию и занимаюсь мебелью. Всегда любил дерево, любил мастерить из него. Сначала это были светильники, подносы. От этого я перешел к мебели, начал делать на заказ кухни, шкафы-купе, буфеты, комоды, офисную мебель. Но люди в основном спрашивают простую дешевую мебель, которая делается из ДВП. А мне хотелось работать с деревом. И это нашло выход в изготовлении сундуков.

- Расписываете их сами?

- Художественного образования у меня нет, я никогда не рисовал. А пять лет назад, так получилось, увлекся живописью. Взял самоучитель и начал что-то изображать. Сначала была акварель, потом добавилась пастель, затем перешел на масло.

- В каком жанре работаете: портрет, пейзаж, натюрморт?

- Я рисую портреты, но зверей. Не знаю почему, так уж вышло. И дома у меня уже образовалась целая галерея из звериных изображений. А спустя какое-то время мне захотелось и предметы интерьера украшать живописью. И я начал расписывать мебель. А там уж и сундуки появились. Начал почитывать книги по теме. У каждого моего сундука своя история. Бывает так, что есть ручка красивая, старинная. И к ней уже «приделываешь» сундук. От ручки иду к предмету.

- Сундуки – тема безбрежная. Спасибо вам, Анатолий Лориевич, за интересную беседу; успехов вам в творчестве и интересных выставок в дальнейшем.

Сергей ЛАВРЕНТЬЕВ

Фото автора