Люди

Максим Зайцев: Детей важно заинтересовать

Печать

23 апреля 2019 года

 

Каждый год весной в Костромской области проходит традиционное профессиональное состязание педагогов – конкурс «Учитель года». В этот раз его победителем стал Максим Зайцев, учитель математики средней школы № 8. В педагогику Максима Викторовича привела любовь к детям и точным наукам. Для своих учеников он является не только проводником в мир знаний, но и добрым наставником и другом.

 

Главное - доверие

 - Максим Викторович, об учительстве с детства мечтали?

 - С профессией определился уже в студенческие годы. Хотя тонкости работы педагога знал с детства. Моя мама, Ирина Александровна, преподавала физику в школе № 8. Я же всерьез задумался о педагогике после подработки в летнем лагере, понравилось взаимодействовать с детьми. В ярославском государственном университете им П. Г. Демидова получил квалификацию «Математик – системный программист». Работать начинал в костромском лицее №17, но затем перешел в восьмую школу, в которой сам учился в начальных классах.

 - В профессии вы уже восемь лет. А сложно ли было начинать?

 - Скорее интересно. Еще во время учебы в университете вел в школе кружок по информатике. Затем приступил к учительской деятельности. К урокам старался подходить креативно: придумывал различные интерактивные программы, игры. Дети воспринимали это хорошо, проблемных моментов не было.

 - Какой сегодня современный учитель, какую миссию он несет?

 - На мой взгляд, современный учитель в первую очередь должен вызывать доверие у детей. Нужно с ними на одном языке разговаривать, понимать их проблемы, быть старшим другом. От учителя зависит очень многое. Если он сможет найти ключик к сердцу каждого ученика, то наверняка все получится.

 - С другой стороны, если дети начнут учителя как друга воспринимать, не скажется ли это отрицательным образом на их поведении?

 - Здесь есть тонкая грань, которую нужно почувствовать. Если учитель сможет заинтересовать детей предметом, они с удовольствием пойдут на урок и будут внимательно слушать. На моих уроках ребята не позволяют себе разговаривать, отвлекаться, «сидеть» в телефонах. На переменах, во внеурочное время ученики могут обратиться с личными вопросами, которые их волнуют.

 - Бытует мнение, что некоторые дети совершенно не способные к точным наукам. Как вы думаете, это правда или миф?

 - Думаю, освоить математику базового уровня способен каждый ребенок. В прошлом году у меня был первый выпуск. Базовую математику одиннадцатиклассники сдали очень успешно. Двое выпускников получили четверки, все остальные – «отлично». По профильной математике мы установили рекорд школы по среднему баллу. Это, опять же, говорит о том, что главное, чтобы сами дети были заинтересованы в предмете.

 На одной волне

- Какие методики вы используете в своей работе?

 - Сейчас все школы перешли на федеральные государственные стандарты нового поколения. Новый стандарт подразумевает системно-деятельностный подход к организации учебного процесса. Учитель на уроке выступает в роли консультанта. А знания дети добывают сами. Мы уже не «разжевываем» на каждом уроке: «тема сегодняшнего урока такая-то». На тему урока стараемся выйти через какую-либо проблему. В течение урока дети сами, работая в группах, парах, находят ответы на поставленные вопросы и достигают необходимого результата.

 - Такой метод доказал свою эффективность?

 - Конечно! Когда ребенок пропускает через себя материал, методом логики и размышлений приходит к решению, он запоминает его навсегда и уже не допускает ошибок.

 - В каждом классе есть неуправляемые ученики. Поделитесь своими секретами работы с такими детьми.

 - К каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Важно дать ученику такое задание, с которым он наверняка справится. Когда ребенок чувствует, что он может, для него это служит хорошей мотивацией. Важно понимать и то, что все не могут учиться исключительно на одни пятерки. Каждый сам выбирает свою судьбу. Кто-то нацелен на поступление в вуз, другие после девятого класса уходят в средние учебные заведения и получают прекрасные востребованные профессии. У каждого свое призвание.

 - Расскажите о современных детях. Какие они?

 - Это дети века информационных технологий, данный факт нужно принять. Практически у всех ребят есть выход в Интернет, они прекрасно разбираются в гаджетах. Вместе с тем, это очень интересные, любознательные, открытые к общению дети.

- Как вы относитесь к социальным сетям?

 - У меня есть страница ВКонтакте. Ученики добавляются в друзья, могут напрямую обратиться ко мне с вопросом, который не поняли на уроке, и я всегда помогу. Также веду личный сайт педагога, а в своем блоге пишу, какие интересные события происходят в моей жизни. Так как я являюсь классным руководителем восьмого класса, для своих детей, конечно, всегда открыт. У нас теплые, дружеские отношения. Они – мои незаменимые помощники.

Общая победа

 - Поговорим о конкурсе «Учитель года». Тяжело далась победа?

 - В 2017 году у меня уже был опыт участия в этом конкурсе. Тогда я выиграл муниципальный этап, а на областном этапе стал лауреатом третьей степени. Признаюсь честно – было небольшое разочарование. Ведь я так готовился! Два года занимался самообразованием, ездил на различные семинары, нарабатывал опыт. В этом году твердо решил покорить эту вершину. Как видите – получилось.

 - Что помогло победить?

 - В первую очередь, моя команда, которая поддерживала меня на протяжении всего пути. Родные и близкие не давали опускать руки. Большую поддержку оказывала администрация школы. При подготовке сопровождал и помогал «Центр обеспечения качества образования». Ну и конечно мои любимые ученики, без них я бы точно не победил! Хочется отметить прекрасную организацию конкурса. Часть конкурсных состязаний проходил на базе школы № 24. Педагогический коллектив нас очень хорошо принял, чувствовалась колоссальная поддержка.

 - Впереди – новые испытания?

 - Верно. Как победитель областного этапа имею честь представлять наш регион на всероссийском конкурсе «Учитель года». Первые испытания начнутся уже летом. Финальный этап будет проходить с 23 по 29 сентября в Чеченской республике. Победителя же объявят в Кремлевском дворце в День учителя.

 - Волнуетесь?

 - Волнение, конечно, есть, наряду с огромным чувством ответственности. Буду стараться сделать все возможное, чтобы достойно представить нашу область на таком высоком уровне и показать, что костромское учительство – одно из самых сильных в нашей стране.

 - От всей души желаем успеха и победы!

 - Спасибо большое!

 - А как Учитель года проводит свободное время? Расскажите о своих хобби.

 - С 2011 года в школе веду секцию мини-футбола. После уроков очень приятно с учениками в спортзале мяч погонять. В целом, люблю спорт и путешествия. В 2014 году посчастливилось побывать на олимпиаде в Сочи. В прошлом ездил на чемпионат мира по футболу в несколько городов нашей страны. На хоккей с друзьями любим ездить.

 - Кем себя видите в будущем?

 - Намерен развиваться и покорять новые высоты в системе образования родного города.

Ольга ТАТАРИНОВА

Фото из архива Максима Зайцева