Люди

Марина Крылова: Ходить училась на театральных подмостках

Печать

26 марта 2019 года

 

Марина КРЫЛОВА – научный сотрудник музея «Костромская слобода». Вся ее жизнь связана с культурой. Родилась в театральной семье, получила музыкальное образование, двадцать лет руководила коллективами художественной самодеятельности на предприятии «Гражданпроект». О творческом детстве, яркой юности, советской корпоративной культуре, а также народных ремеслах мы и поговорили.

 

Дети театра

 - Марина Константиновна, каково быть ребенком театра?

 - Прежде всего, это очень интересно! Мой папа был актером драмтеатра, мама – заведующей реквизиторским цехом. Жили мы в общежитии на территории театра. Все актеры и работники были как одна большая, дружная, сплоченная семья. Выручали друг друга, помогали в трудных ситуациях, вместе проводили праздники.  Нас, детей, любили и опекали. А мы беспечно носились по подмосткам театра, исследовали его потаенные уголки, чердак, подвал. И, конечно, с детства были заряжены энергий зрительских аплодисментов.

 - В спектаклях довелось участвовать?

 - Так как ребенком я росла артистичным, лет с трех меня начали привлекать к постановкам. Сначала играла в новогодних интермедиях – была зайчиком, снежинкой, Снегурочкой. Затем стали доверять роли и в серьезных спектаклях. В постановке «Нора» играла маленькую девочку. Яркая роль досталась в спектакле «Неоконченное дело», где я была прелестным негритенком. В 1965 году, когда шел 157-й театральный сезон, мы, дети театра, играли сразу в трех спектаклях.

 - В школьные годы интерес к театральному искусству не угас?

 - В этот период интересы у меня были разносторонние. С шести лет в Доме пионеров танцевала в ансамбле «Радуга». Училась в 21-й школе, которая была знаменита оперной студией, организованной учителем по истории и пению Валентиной Константиновной Корякиной. Она сама писала либретто, шила прекрасные костюмы. Я пела в большом школьном хоре, у нас была активная концертная  деятельность. К нам в школу за юными талантами на прослушивание даже знаменитый советский композитор Дмитрий Кабалевский приезжал! С одиннадцати лет поступила в музыкальную школу, где был очень хороший ансамбль советской песни. Однажды даже в Болгарии побывали с гастролями. Периодически продолжала играть в спектаклях драмтеатра. Лет в десять сыграла пажа в «Ромео и Джульетте», затем сельского паренька в постановке «Лес» по Островскому. Также у нас была привилегия участвовать в массовках тех фильмов, которые в советское время снимались в Костроме.

 - Окончив школу, будущую профессию, конечно же, с творчеством решили связать?

 - После «десятилетки» поехали с мамой в Ленинград. Нацелены были на поступление в институт культуры, искусства и кинематографии, на отделение оперетты. Конкурс был очень большой.  Со мной на потоке поступали дочки Марии Пахоменко и Александра Броневицкого. Пройдя определенное количество испытаний, я «завалилась» на неправильном прикусе. Отправили домой, исправлять.

 - Обидно было? 

 - Нет! Я приехала в Кострому, поставила брекеты и… благополучно вышла замуж. В Ленинград возвращаться уже не стала. В родном городе успешно прошла конкурс и устроилась актрисой в театр кукол. А через год поступила в Костромское музыкальное училище на отделение вокала.

 

Спасибо, жизнь!

 - Как ваша карьера складывалась?

 - Сразу после окончания училища устроилась в «Гражданпроект» на должность художественного руководителя и проработала там верой и правдой двадцать лет. Занималась организацией художественной самодеятельности на предприятии. В свое время организация была большая, работало там порядка семисот человек. Народ был деятельный, активный. В спектаклях, концертах и творческих конкурсах участвовали все – от директоров до техслужащих.  

 - В наше время, напротив, о корпоративной культуре говорится много, но чаще всего она сводится к банальным посиделкам в каком-нибудь кафе. Почему сложилась такая тенденция?

 - Изменилось, наверное, отношение к жизни. Люди не уверены в себе, своем будущем. Нет времени, а может быть и желания реализовывать свой творческий потенциал. Жизнь, к примеру, на нашем предприятии была насыщенной и интересной. Праздников ждали с нетерпением. Руководство имело возможность покупать для сотрудников спортинвентарь, музыкальные инструменты, красивые костюмы для выступлений. Зимой на лыжах катались, летом сплавлялись на байдарках. Весело жили! Сейчас, бывает, встречу на улице бывших коллег, а они с горящими глазами погружаются в воспоминания: «Ой, какие были годы! Есть, что вспомнить!».

 - Что побудило сменить сферу деятельности?

 - Непростые времена, перестройка. Окончила с красным дипломом КГТУ, получила профессию менеджера малого предприятия. Работала директором по связям с общественностью в «Истоках», затем перешла в «Музей деревянного зодчества», где тружусь уже одиннадцатый год.

 - Что входит в ваши обязанности сегодня?

 - Организация крупных праздников и выставок, проведение мастер-классов, конкурсов, работа с народными мастерами и подрастающим поколением.

 - Какое место народная культура занимает сегодня в жизни костромичей?

 - Интерес земляков к своим истокам не угасает. Людям интересно, как жили, чем питались, какими ремеслами занимались наши бабушки и дедушки. И дети, и взрослые с удовольствием участвуют в мастер-классах: плетут, лепят, шьют, рисуют. Радует, что есть много заинтересованной молодежи, которая хочет проявлять себя в творчестве, создавать что-то новое. Большой популярностью пользуется наш родной «Музей деревянного зодчества» под открытым небом. Люди приходят туда, чтобы почувствовать атмосферу старины, познакомиться с русским бытом, отдохнуть в тишине. На мой взгляд, это место – гордость нашего города.

 - Слышала, что большой популярностью сегодня пользуется семейный туризм.

 - Совершенно верно. И эта тенденция не может не радовать. Многие наши проекты направлены именно на работу с семьями. К примеру, социальный проект «Поле любви». Уже семь лет к нам приходят семьи, которые прожили вместе более пяти лет. Есть у нас семья, стаж которой пятьдесят семь счастливых лет! В рамках проектных мероприятий семьи общаются между собой, делятся позитивным опытом, познают народные традиции. В первый год мы им предложили на территории «Костромской слободы» посеять культуры, которые раньше возделывались на костромской земле – горох, гречу, пшеницу. Все лето они ухаживали за своими грядочками, а осенью сняли урожай, приготовили из него вкусные яства и угощали друг друга. Затем делали семейное древо. В прошлом году демонстрировали свои творческие таланты, делились секретами семейного долголетия. Проект уже объединил тридцать две счастливых семьи, будем рады мы и новым участникам!

 - Вы напрямую работаете с костромскими ремесленниками. Расскажите о них.

 - Самобытных народных мастеров у нас с каждым годом становится все больше. Выставки всегда проходят ярко и интересно. Люди совершенно разных профессий создают прекрасные работы из глины, ткани, дерева, шерсти и других материалов. Охотно участвуют в выставках и ветераны, которые такие полотна приносят – просто загляденье!

 - Семья у вас тоже творческая?

 - У меня две дочери. Обе получили высшее образование, поют, играют на музыкальных инструментах.  Старший внук оканчивает кадетский класс, внучка – второклассница. Она с удовольствием принимает участие во всех моих мастер-классах.

 - Марина Константиновна, что в жизни радует, а есть ли то, о чем жалеете?

 - Можно я отвечу строками из любимого стихотворения?

 Спасибо, жизнь, за то, что я живу!

За дней моих прекрасные мгновенья.

За дождь, за снег, зеленую траву…

За тишину, за птиц веселых пение.

Спасибо жизнь, что многое начать

Мне предстоит. Познать и научиться.

За то, что есть еще о чем мечтать!

За то, что есть еще к чему стремиться.

 

Ольга ТАТАРИНОВА

Фото из архива Марины Крыловой