Люди

Больше, чем просто елочные игрушки

Печать

9 января 2019 года

 

Мастерица Екатерина ЩЕННИКОВА живет в Шарье. Вместе со своими детьми занимается изготовлением новогодних и пасхальных игрушек по старинным технологиям. У сделанных ею маленьких ангелочков и людей необычайно живые одухотворенные лица, кажется, они вот-вот улыбнутся и заговорят. И каждому видится в них что-то знакомое, родное, напоминающее о детстве, отчем доме, новогодних праздниках в кругу семьи. Катя рассказала, в чем секрет ее игрушек.

Родом из детства

«Сама я с детства очень любила лепить и рисовать, шить и вязать. К сожалению, там, где родилась, художественной школы не было, мы с родителями жили в небольшом рабочем поселке на Кольском полуострове. Иначе я бы обязательно связала жизнь с рисованием или лепкой. Лепила я самозабвенно, могла посвятить этому занятию сутки напролет, бумагу изводила на рисунки пачками. Лепила из всего, зимой в огородике под окном снежные скульптуры, летом у бабушки на летней кухне находила зимнюю замазку (старый серо-бурый пластилин для замазки окон) и лепила какие-то «бюсты» людей. Копалась в глине, лепила из нее, пыталась сушить, помню даже в печку как-то ставила. Правда, отругали меня, так что потом сушила уже просто на солнышке. Дома пластилин не переводился никогда, мама покупала нам его с братом очень много. Как и диафильмы, книги и пластинки со сказками. Сюжеты для лепки в детстве брала из сказок и мультфильмов», - говорит Катя.

Елочные игрушки в ее творчестве появились не просто так. Из приятных и теплых детских воспоминаний. «Елочные игрушки меня заинтересовали, потому что это - детство, это папа, наряжающий всегда сам, с нашей помощью елку. А елки у нас были пушистые, красивые, чудесно пахли лесом, Новым годом и радостью! Это сюжетно-ролевые игры со старшим братом Максимом (мы погодки). В детской начиналось путешествие маленьких пластилиновых героев, которые должны были переплыть на одной лодочке океан, в пути они встречались с различными добрыми и злыми сказочными персонажами, переправлялись через горные хребты, и прочее. Цель была – елка в большой комнате, по которой тоже нужно было путешествовать и выполнять задания игрушечного Деда Мороза. Одним словом, для нас елочные игрушки были живыми существами, которые наполняли жизнь сказкой. Когда я увидела, что своими руками можно сделать такую красоту, загорелась», - объясняет мастерица.

С возрастом творческая искра не погасла. Напротив. Став мамой троих детей, Катя использовала время «домашнего затворничества» с пользой – занималась творчеством сама и развивала способности у сыновей и маленькой дочки. «Больше всех лепить любит старший сын Илья, средний Олег может очень долго раскрашивать игрушки, птичек и особенно большие шары. Пятилетняя Настенька делает с удовольствием абсолютно все. Мы с детками много чем занимались. Игрушки пытались шить, лепить из соляного теста, делали поделки из гипса, лепили магнитики. Пробовали делать холодный фарфор, научились снимать гипсовые и силиконовые формы. И все же самое интересное лично для меня – это работа в технике папье-маше и ватной игрушки. Потому что это сочетание и рисования, и лепки, и даже вязания и шитья, в зависимости от сложности одежды героя», - говорит Катя.

 

Секреты мастерства

Елочные игрушки мастерица со своими маленькими помощниками делает по старинной технологии. У коллекционеров хранятся игрушки, выполненные в такой технике, датируемые ХIХ веком. В журнале начала XX века о них писали: «Варим клейстер. На 1 и 1/2 стакана воды берем 2-3 столовые ложки крахмала, доводим до кипения. Затем из проволоки делаем каркас. Вату делим на полоски, смачиваем клейстером и наматываем на проволоку. Еще можно использовать технику папье-маше. То есть наклеивать на каркас смоченные в клейстере кусочки бумаги. Закрепляем все это на каркасе с помощью ниток. Сушим игрушку два дня. Затем раскрашиваем». Кажется, вроде все просто. На самом деле, процесс достаточно трудоемкий, требующий и навыков, и художественного чутья.

«Проволоку для каркаса можно брать любую, лишь бы гнулась, однако чтобы легче и быстрее шла работа, я беру специальную тонкую проволоку, покупаю ее в магазинах для творчества. Самые первые мои игрушки были с каркасами из алюминиевой проволоки. Мне даже муж специальные кусачки и круглогубцы выделил для работы. На проволоку сначала наматываю тонким слоем сухую вату, плотно приматываю ее нитками к каркасу. Затем эту «мумию» начинаю одевать в вату, обильно смоченную клейстером (я варю крахмальный). Слои нужно плотно накручивать на основу в одном направлении. Затем отправляю игрушку на просушку. После одеваю куколку. Одежда делается тоже из ваты, пропитанной клейстером, или с клеем ПВА, разбавленным водой. Можно использовать для элементов одежды влажные салфетки, на которые также наносятся слои ваты и клейстера, ватные диски. На финальном этапе уже второй раз просушенную игрушку некоторые мастера одевают в одежду из ткани, кружева, вязанных крючком платочков, используют технику декупажа (берут красивые готовые салфетки и приклеивают их на готовую модель). «Одежду» раскрашивают кто чем. Я пользуюсь акриловыми красками, они и не пахнут, и по цене не такие дорогие. Только мелкие детали раскрашиваю специальными художественными акриловыми красками, чтобы не расплывались при нанесении. Обязательно на финальном этапе обрабатываю всю одежду после раскраски акриловым лаком. Снег мы с ребятами имитируем манной крупой, и различными блестками. В одежде рождественских ангелочков используем кружева, по просушенному после нанесения лака кружеву делаем рисунок золотой краской, и блестки», - делится секретами мастерства Катя.

Игрушки делаются из натурального материала. В папье-маше для изготовления новогоднего шара, например, используются измельченные лотки для куриных яиц. Для птичек, животных, и лиц куколок в дело идет белая туалетная бумага, жидкое мыло или моющее средство, растительное масло, картофельный или кукурузный крахмал, мука.

Нюансов в этом тонком деле – масса. «Весь материал, которым мы пользуемся, достаточно капризен, при нарушении технологии он ведет себя по-разному. Например, мне один раз показалось, что при вымешивании состава папье-маше массы с ПВА и бумагой, я достаточно вмешала бумажных квадратиков, уже и к рукам не сильно пристает, и лепится. Все, думаю, хватит. Однако, поспешив, потом поняла, что личики коробятся, плохо высыхают и вообще все нехорошо получается. Со временем руки начинают сами чувствовать как лучше, но дозировки необходимо придерживаться, чтобы всю работу не испортить. Техника требует терпения, не все и не сразу получается. Зато поделки из папье-маше массы на любом этапе можно долепить, подправить», - рассказывает Катя.

Игрушки, изготовленные по такой технологии, не бьются.

Из гадкого утенка в прекрасного лебедя

Нельзя не заметить сходства игрушек Екатерины Щенниковой с глинянками Ефима Чеснякова. И это не случайность, и даже не попытка подражать. Все намного глубже. «Ефимушкой я просто болела в свое время, мне очень нравились его работы и сказки! У нас, как говорится в книге Шишовой и Медведевой «Белые вороны», с Ефимом Честняковым одна родовая память. Он же из крестьян, а у меня на много поколений крестьянские корни. По бабушкиной линии мы из кировских крестьян, которые славились своим мастерством на всю центральную Россию. Прадед мой для железной дороги такие лапти плел на заказ, что про его работу спрашивали: «Ковязинские?», тогда будут носиться. Они и валенки катали, и лапти плели, и дом могли из старых отработанных шпал собрать такой, что жить в нем можно было. Шили, вязали, держали скотину, «своих» не выдавали никогда, помогали, чем могли. Семьи были все многодетные. При этом еще и грамотные. Раскулачивание, расстрелы, войны, плен, голод, все прошли, и выжили! Вот про эту-то родовую память я и говорю, даже Веру Православную по крупиночкам праправнукам передать смогли», - говорит Катя.

Изготовление таких игрушек – дело штучное, небыстрое. Каждая игрушка уникальна, со своей историей. «Одна из игрушек у нас превратилась из гадкого утенка в прекрасного лебедя. Очень уж лицо у нее получилось некрасивое, глаза навыкате, улыбка косая какая-то. Старший сын Илья сказал: «Убери это, и спрячь подальше». А мне жалко ее стало, нет, думаю, буду украшать. Долепила рот, добавила веки, связала для нее отдельно шаль крючком, юбку салфетками декупировала, птичку на ручку посадила, снежком юбку присыпала, блесток добавила! Одним словом, она у меня теперь одна из самых любимых, поедет в подарок к нашим самым близким друзьям в Унжу», - рассказывает Катя.

Впереди у Щенниковых – большие планы. Дети любят сказки, сказочные повести, особенно «Эмиль из Леннеберги» и «Рони, дочь разбойника» Астрид Линдгрен, «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса, «Ветер в ивах» Кеннета Грэма. В планах заказ от маленькой Насти: Красная Шапочка, Золушка, Мальвина и другие персонажи «Золотого ключика». Катя добавляет: «Мне бы хотелось сделать Пеппи Длинный Чулок, Элли и ее друзей из «Волшебника Изумрудного города» и, может быть, героев нашей любимой Нарнии. Посмотрим, что получится».

Екатерина МАЙ