Люди

Лилия Смирнова: За «Сталинград» мне не стыдно!

Печать

2 октября 2018 года

 

После просмотра хорошего фильма человек может долго восхищаться игрой актеров, работой режиссера и сценариста, спецэффектами. А вот труд декоратора зачастую остается в тени. Лилия Смирнова называет себя архитектором кино. Женщина живет на два города. Осенью и зимой работает в Москве, создает чертежи для декораций к известным фильмам. Летом же, отдыхает в любимой Костроме. О работе, творчестве и душевном отдыхе мы и поговорили.

Просто Лиля

- Лилия Борисовна, откуда вы родом? Расскажите о своем детстве.

- Давайте сразу договоримся: без отчеств. В кино их нет. Зовите меня просто Лиля. Родилась я в Калининграде, там же оставила свое детство. А детство мое было наполнено игрой. У меня был шикарный кукольный театр, и все свободное время я посвящала спектаклям. Друзья были в восторге! Очень любила импровизировать, показывая людей. Однажды, играя с подружками в «Дочки-матери», я настолько сильно вошла в роль папы, что очнулась только тогда, когда увидела толпу ошарашенных детей и взрослых у забора нашего палисадника. Дело в том, что я почему-то изображала сильно пьяного папу.

- Смею полагать, что в детстве мечтали стать актрисой?

- Актрисой, или, в крайнем случае, режиссером. Когда однажды папа принес в квартиру черно-белый телевизор «Волхов», я ткнула пальцем в экран и с уверенностью заявила: буду там. В юности очень любила кино, влюблялась в актеров. С родителями не пропускали ни одной премьеры в кинотеатре!

- Готовились к актерской карьере?

- К моменту окончания средней школы актерство неожиданно во мне пропало. Я бросила своих кукол, с которыми не расставалась до пятнадцати лет, и серьезно увлеклась точными науками: математикой и геометрией. Вместе с тем любила рисовать и чертить. Однажды увидела фильм «Москва, любовь моя!», где герой моего любимого актера Олега Видова имел весьма занятную профессию: свободный архитектор. И я так загорелась идеей стать архитектором, что однажды мама вошла в комнату и сказала: «Собирайся. Едем в Кострому. Будешь поступать в архитектурно-строительный техникум».

- Почему Кострома? Из Калининграда не ближний путь…

- Дело в том, что мама моя родом из Солигалича. Ей всегда нравились эти места, а климат янтарного края, напротив, не подходил по состоянию здоровья. Поэтому рассматривалась перспектива не только моего поступления, но и переезда в Кострому всей семьей. Позже мы это осуществили.

Оранжевый чемоданчик

- Чем годы студенчества запомнились?

- Техникум окончила с красным дипломом. По распределению попала в Ярославль, пять лет проработала в «Гражданпроекте» архитектором. Еще в техникуме мне на глаза попалась статья в журнале «Советский экран» о главном архитекторе «Мосфильма». И я снова начала грезить кино. В Ярославле, кстати, «заразилась» еще пантомимой. Занималась в студии, училась владеть своим телом. Знаменитую «Лунную дорожку» Майкла Джексона знаете?

- Да, конечно.

- Так вот, в пантомиме это называется всего лишь «шаг назад с носка на пятку», все в студии владели этим в совершенстве. Были попытки поступить на актерское отделение, но, не сложилось. Окончила Московский институт инженеров землеустройства по специальности «Архитектор сельских населенных мест».

- Но мечта о сцене не покидала?

- Чтобы не сидеть на шее у мамы с папой, со второго курса начала искать подработку. Случайно забрела в Московский драматический театр имени Гоголя, а там как раз уборщицы на сцену требовались. «Вот оно!» - подумала я. Работала старательно, для быстроты используя сразу два веника. Между делом с упоением смотрела репетиции и спектакли. Работу пришлось прервать, когда на практику от института уехала во Вроцлав.

- Вернувшись, возобновили деятельность?

- Из Польши юная Лиля вернулась вся в джинсе, делова-а-я. Купила джинсы, куртку и прекрасный ярко-оранжевый саквояж под краски. И вот в таком «прикиде» отправилась искать новую работу. В одном из дворов увидела вывеску «Московский театр Олега Табакова». Зашла в первый попавшийся кабинет и с порога спросила: «А вам уборщицы случайно не нужны?». Меня с удивлением окинули взглядом и сразу приняли.

- С легендарным артистом, руководителем театра лично доводилось общаться?

- Впервые я увидела Табакова на общем собрании, когда артисты вернулись с гастролей. Первое, что он сказал: «Наконец-то в нашем театре стало чисто!». Я поняла, что эта медаль - мне. Иногда мы встречали праздники всем коллективом. В фойе накрывался столик, в центр которого ставился тазик с квашеной капустой. Во главе стола стоял Табаков. Он поднимал рюмку, брал большую щепотку капусты и говорил: «Водку закусывают только квашеной капустой и только руками!». Все следовали его примеру.

- В мир большого кино как попали?

- После четвертого курса устроила себе практику на киностудии Горького. Пришлось идти на хитрость. Под видом массовки я прошла на территорию, а когда все поехали сниматься, убежала от толпы в другую сторону. Забрела в цех декоративных технических сооружений. В архитектурно-конструкторском бюро спросила, можно ли у них пройти практику. И, о чудо, меня взяли! Во время практики подружилась с ребятами-актерами. Меня представили знаменитому режиссеру Марку Айзенбергу, который принял меня на киностудию ассистентом художника-постановщика.

Замужем за кино

- Как складывалась карьера?

- Я помогала художнику, делала чертежи, а сама потихоньку изучала «киношную кухню». Все впитывала, всему училась. В кино ведь как принято? Если ты архитектор, должен уметь все, даже если тебя этому не учили. Поэтому я быстро научилась работать с инструментами, украшать, готовить, заниматься с реквизитом, строить, шить, подбирать фактуры и материалы. Все это пригодилось в будущем, когда в лихие девяностые пришлось уйти на «вольные хлеба».

- Чем этот период времени был наполнен?

- Шесть лет работала у Елены Малышевой в программе «Здоровье», где получила, опять же бесценный опыт. Затем, семь лет занималась рекламой на телевидении. Интересная, скажу я вам, отрасль!

- Той самой рекламой, которую мы по ту сторону экрана видим?

- Именно. Правда, получаем мы, как оказалось, не совсем правдивую информацию. Каждый, наверное, видел улыбчивую даму или господина, с наслаждением отпивающих глоток ароматного кофе с густой крепкой пенкой. Но не каждый знает: чтобы получить эту пенку, в чашке замешивается такой химический состав, что актеру за кадром приходится сплевывать его в специальное ведерко!

- Надо же! Вот и верь после этого рекламе…

- Как говорится, доверяй, но проверяй! Из мира рекламы я ушла на индивидуальную работу. К тому времени в Москве у меня уже было имя и художники-постановщики популярных фильмов и телесериалов стали приглашать меня как архитектора делать чертежи для фильмов и телесериалов.

- В каких фильмах были использованы ваши чертежи?

- Чертила для «Красной капеллы» - сериала, который снимался в Риге в 2003 году, для сериала «Азазель» режиссера Александра Адабошьяна. В 2005 году я попала к Андрею Звягинцеву на «Изгнание». После был исторический фильм «Царь» Павла Лунгина, где я чертила старую Москву. Принимала участие в создании декораций для телесериалов «Ясмин» и «Маргоша». Ну а самая грандиозная работа это, конечно, фильм Федора Бондарчука «Сталинград». За эту ленту мы взяли четыре статуэтки премии «Золотой орел».

- Каков для вас личный итог участия в съемках этого фильма?

- Итог очень простой – я горда тем, что справилась с этой работой. Мне за «Сталинград» – не стыдно!

- Что для вас служит вдохновением?

- Мне все интересно. Меня «зажигают» сложные задания. Архитектор кино должен уметь делать все – от табуретки, до космического корабля. Поэтому, куда бы я ни пошла, у меня всегда с собой чемоданчик, в котором лежит небольшой молоток, кусачки, степлер – все, что помещается в моих небольших руках. А рулетку я вообще из рук не выпускаю, это мой главный инструмент. В нашей московской артистической среде про меня даже анекдот ходит: «Вот сейчас как придет Лиля с рулеткой, да как начнет все измерять!»…

- Поделитесь творческими планами.

- Скажем так, предложения есть, оглашать которые я пока не имею права. До конца октября у меня творческий отпуск, который я всегда провожу в Костроме в родительском доме. За городом есть небольшая дача с огородиком, куда я ежедневно езжу на велосипеде. Это мой отдых.

- А мир кино для вас…?

- Моя мечта, воплотившаяся в реальность. Думала, про личную жизнь спросите, и даже ответ приготовила: я замужем за кино. Это вся моя жизнь…

Ольга ТАТАРИНОВА