Люди

Денис Иванцов: Ювелирное искусство – и работа, и хобби

Печать

22 июля 2014

Денис ИВАНЦОВ — руководитель Музея ювелирного искусства в Костроме. По образованию он историк. Под музей он задействовал колоритное помещение в цокольном этаже дома Афанасьева, построенного в конце XVIII-начале XIX веков, со сводчатыми потолками, стены сложены из крепких дореволюционных кирпичей с клеймами. Для людей, которые спускаются в этот подвал, «эффект погружения» в историю  буквальный. Профессиональные архитекторы здесь застывают, забыв об экскурсии, углубляются в «архитектурные изюминки».

Строили на века

В изумление приводит бутовый фундамент из огромных валунов, скрепленных известью. «До революции за качество отвечали, клеймили кирпичи. Если со второго или с третьего этажа партию из тысячи штук скидывали, и два-три кирпича разбивались, то всю партию отправляли в брак. Поэтому кирпичи выдерживают нагрузку больше двухсот лет и, я думаю, еще простоят».

Загрузочные окна подсказывают, что в старину подвал загружали с улицы товаром: «Одно время здесь был книжный склад «Костромич».

«Костроме ничего выдумывать не надо»

Десятилетиями горожане гордо произносили: «Кострома – ювелирная столица». Но только Денис Иванцов с партнерами создал Музей ювелирного искусства. Казалось бы, идея витала в воздухе, но ее упорно не замечали.

Сейчас Денис Сергеевич постоянно отправляет электронные письма в туристические фирмы и столичные издания, чтобы заинтересовать людей Костромой. Сам пишет статьи в федеральные издания, поставляет факты журналистам, ученым, например, составителю энциклопедии народных промыслов, издание которой готовится в Питере.
– Кострома – город достаточно уникальный, – говорит Денис. – Если города Ярославской области что-то выдумывают, чтобы привлечь туристов, тот же самый Мышкин, например, то Костроме ничего выдумывать не надо. У нас богатейшее историческое, культурное наследие, которые мы, к сожалению, не всегда умело пользуем.

Перекрестная реклама

У него есть какая-то дореволюционная обходительность и расторопность. Он похож на бойкого персонажа из пьесы Островского. Когда туристы раскланиваются, покидая музей, Денис Сергеевич как бы невзначай спрашивает, откуда они узнали о музее.
«В хостеле», – говорит дама. Значит, сработала «перекрестная реклама», которую практикует Денис и его знакомые, работающие в сфере туристического бизнеса. Часто бывает так, что довольные туристы спрашивают: «Что еще порекомендуете посмотреть в Костроме?»

Извольте: в музее есть информационный стенд с визитками и буклетами терема Снегурочки, других музеев и местных отелей. Такая «перекрестная реклама», с помощью которой легко раскручивать нашу местную туриндустрию, почти бесплатна, если не считать стоимости стенда и визиток.

Свой интерес

Ювелирное искусство для него – и работа, и хобби. «У меня тоже есть определенные ювелирные корни. Мама – из Красносельского района. В ходе моего исследования надеюсь получить информацию о моем дедушке, который тоже занимался ювелирным делом. И бабушка связана с «ювелиркой», работала на Красносельском ювелирном заводе. Может, это позволит мне самому себя лучше понять».
Денис рос и учился в Шарье. А летние каникулы проводил у родственников в Красном-на-Волге.

Момент творчества

Иванцов попросил для музея эскизы ювелирных изделий наших художников. В них – «волшебство» творчества – из нескольких как бы случайных линий рождается образ. «В ходе пополнения, развития коллекции, я встречался с одной из художниц Костромского ювелирного завода Анной Федоровной Диевой. У нее – изумительные работы, в частности, броши. Я попросил  хотя бы эскизы изделий. И Анна Федоровна предельно была удивлена: зачем они мне нужны? Пришлось ее убедить, что это уникальные вещи и уникальные экспонаты в коллекции нашего музея. Они нашли достойное место. И многие люди обращают внимание на то, как без компьютеров, без планшетов люди творили».

Вдохновляющая роль

Ювелиры – часто люди закрытые. А вот Денис говорит увлеченно, энергично и легко приобретает друзей. Сказывается «лагерная» школа жизни, когда он, студент истпеда, работал с подростками в лагерях.

Шутит: «Хорошее место лагерем не назовут». Как говорят друзья, там он «научился быть болтливым». Приходилось разруливать ситуации с детскими влюбленностями. Запомнилась смена с трудными подростками, которые угрожали: если будете нас заставлять – мы выпьем шампунь, и вожатого накажут.

Когда костромичи передавали в Музей ювелирного искусства уникальные экспонаты, Денис предложил владельцам указать, кто их передал. И удивился, когда те ответили: не указывайте, берите так. Идея создания музея очень тронула ювелиров.

Денис подружился с руководителем выставочного зала Николая Нужина, выпускника КУХОМа, Мариной Крыловой. Этот открывшийся в Ярославле выставочный зал стал муниципальным музеем. И в порядке обмена часть экспонатов Костромского музея ювелирного искусства передавали в Ярославль. Один из московских коллекционеров, дизайнер сценических костюмов Елена Лисовская предоставила выставку «Неизвестная Аравия», ювелирные украшения закрытых и загадочных восточных стран: Йемена и Омана, которые с большим трудом удалось вывезти через таможню.

Феномен пролеткульта

Прошу рассказать, как парень из Шарьи стал кандидатом культурологии. «Я защитил в Вятском государственном университете диссертацию «Феномен пролеткульта в культурно-историческом аспекте (на материалах Костромской губернии)». Научным руководителем у меня была профессор, доктор культурологии Ирина Анатольевна Едошина. Посвящена работа пролетарской культуре, особому феномену, когда при советской власти рабочие, крестьяне, подавляющее большинство населения получило уникальную возможность реализовывать себя как творческие личности, будь то театральные, литературные, художественные кружки».

Пролеткульт бойко «звенел» с семнадцатого по двадцать первый год. Родилась идея создания народных университетов. Был такой прорыв, когда люди могли реализовать свои творческие устремления. «И, на мой взгляд, это было действительно уникально, феноменально, очень интересно. К сожалению, изначальная идея реализации творческого потенциала ради собственных устремлений самореализации была подменена партийным «соусом». Победила  установка прославления партии. Клубы, возникавшие как место народного творчества, стали пропагандистами официальной линии: «Давайте попоем партийных песен».

Рыбалка

Кандидат культурологии любит рыбалку: «Хорошо посидеть у реки утром: птички поют, веет прохладой, сидишь с удочкой, радуешься жизни. Я не являюсь шибко удачливым рыбаком. Нравится сам процесс, момент единения с природой и отдыха».
Иногда и наш «мотор туриндустрии» нуждается в покое и подзарядке.
                                                                           

Сергей АНТОНОВ