Люди

На фокусы Касса подвигла летающая сигатера

Печать

8 июля 2014

Если вы встретите в Центральном парке Костромы молодого человека, гуляющего с лисой, то знайте: Александр КАСС, фокусник, в представлениях которого участвуют животные. Туристы, увидев костромича с лисой, перестают слушать гида, подбегают фотографироваться. Рядом, в молодежном комплексе «Пале», Александр ведет школу фокусов и трюков.

Эмоциональный контакт

Александр любит микромагию, манипуляции с небольшими предметами, кольцами, монетами, картами, потому что это наиболее естественный вид искусства, позволяющий установить эмоциональный контакт со зрителями. Похожую цель помогают достичь и животные, участвующие в представлении. Голуби, шиншилла, сова Сопа... Крольчиха Беля любит ластиться, «целоваться» со зрителями. Африканские ушастые ежики характерно фырчат  и устраивают забег по подставленным детским ладошкам. Питона Капитошу можно потрогать, погладить, его зрители возвращают последним.

Фокусника спрашивают: «Что вы делаете с животными в фокусах?» «Я их появляю!» Просто выступать на сцене с какими-то ящиками, на расстоянии от публики, красиво взмахивать руками — это не стиль Александра. Однажды его спросили: «Чем вы колете животных?» Мол, слишком они спокойны на публике. Он объяснил, что изначально отбирает животных с доброжелательным, общительным характером. У него их столько, что живут четвероногие и крылатые в специальной пристройке рядом с домом.

Тайна фокусника

Одно из главных правил жизни фокусника — не раскрывать секрета фокуса. Дело не в какой-то жадности. Начинающий фокусник сам приходит к этой идее. Когда зритель увидел красивый фокус, он вдохновлен, удивлен, восторжен. Но если ему объяснить секрет, тут же «гаснет», эмоционально вянет, как цветок.

Это сравнимо с новогодним подарком для ребенка, который положили под елочку. Малыш подарок нашел и обрадовался, а ему стали читать лекцию, что Деда Мороза не существует. Состояние радости дороже. «Человек, утративший иллюзию, от этого богаче не становится». На своей страничке в социальной сети Александр разместил фотографию с фразой: «Подлинное чудо — в нашем сердце. А значит, совсем рядом».

Прирожденный манипулятор

Еще одно правило: постоянные тренировки. «Меня всегда привлекало манипулирование маленькими предметами, - говорит Александр Касс. - Я не засекал, сколько тренировал тот или иной трюк. Для меня это самое приятное времяпрепровождение, я беру монетку и начинаю ей манипулировать. Ловлю от этого определенный кайф. И вот это вечное стремление совершенствоваться и делать все лучше и лучше потом дает тебе и профессионализм, и благодарную аудиторию».

Он приобрел кольцо и хотел научиться тому, чтобы кольцо «бегало» по пальцам. На тренировку этого трюка у него ушло три дня. Это не прекращаемое делание в любой свободный момент. Смотришь телевизор, смотришь компьютер, работаешь одной рукой, вторая свободна, ты манипулируешь. Касс не может высчитать, сколько времени нужно на тренировки. Каждая свободная минута!

На «капустнике» баловались левитацией

Как появилось желание стать фокусником? Александр учился на режиссера эстрады в Санкт-Петербургской академии театрального искусства.

- Первые два курса я познавал, что такое эстрада. Мы делали небольшие миниатюры, разводили водевили. Я с детства танцевал, сцены не боялся, сцена меня всегда привлекала. Но все эти драматичные вещи, театр, признаться честно, не позволяли получить ярких эмоций. Посещал очень много хороших спектаклей, но не могу сказать, что они меня пленяли так же, как, например, какая-то шоу-программа, концерты.

Но однажды в День театра, который отмечали в Санкт-Петербурге в Доме актера на Невском, собирались на «капустник» студенты. Среди них был парень, показавший фокус с левитацией сигареты. В тот момент это был революционный трюк в нашей стране. Касс познакомился с молодым человеком. «Парень мне сказал: вот тебе книга, по которой, мол, я сам учился. Я начал штудировать эту книгу и после полутора месяцев вышел показывать фокусы на улицу».

Потом начались знакомства с другими фокусниками, начался обмен опытом, обмен видеосеминарами. В Питере, Александр разучивал чаще всего микромагию, фокусы на близком расстоянии, что позволило ему хорошо выработать общение с публикой. Ничего нет лучше фокусов на близком расстоянии, когда ты должен прокомментировать, что происходит, вовлечь в процесс зрителя. И самое главное, людям очень нравится, когда с ними общаются.

«Распиливать женщин» накладно

Покупка реквизита довольно накладна. Колода карт - двести рублей. Платочки, шарики, кольца —  в среднем семьсот рублей. Иллюзион, аппарат для «распиливания» женщины — 100-150 тысяч рублей.

«Ладно, мы его купим. А когда его окупим?» Реквизит заказывают по Интернету. Бывают истории, когда приходит ящик меньшего размера, чем предполагалось. Из него даже кролика не достать. Хорошо, если ежик уберется!

Девушек найти сложно

Кто для Александра авторитет в среде иллюзионистов? Дэвид Копперфильд. Но при этом надо развивать свой стиль. Для Александра характерна легкая ирония.
Но пример Дэвида Копперфильда с красивыми ассистентками не дает покоя. Интересуюсь у Александра: «Можете вы создать номер с костромскими девушками?» Наверное, фокуснику легче работать, когда красотки отвлекают публику?

Оказывается, просто вывести симпатичную модель на сцену - мало. Девушка сама должна быть фокусником! На серьезных мероприятиях случались истории, когда из-за невнимательных ассистентов фокус проваливался: например, вынесли стол не той стороной.

«Девушку надо посвятить во многие трюки. Ты невольно уже зависишь от этого человека, и он должен быть солидарен твоему искусству. Сложно найти таких девушек».

Феерическое шоу

Интересно, зачем  Александр Касс ведет занятия в МК «Пале»? Ведь главное правило фокусников - не раскрывать секреты фокусов. Касс подчеркивает: его школа называется «школа фокусов и трюков»:

- Я пытаюсь объединить вокруг фокусов еще много всяких оригинальных направлений. Например, умею жонглировать, поэтому даю ребятам жонглирование. Даю те фокусы, которые позволяют человеку с обычным предметом почувствовать момент, что он может удивить другого человека.

А дальше ученик сам решает, хочет ли развиваться профессионально. В будущем из разных направлений может сложиться шоу, в котором станут участвовать жонглеры огнем, фокусники, артисты на ходулях, «живые скульптуры» и так далее. Будем надеяться, что когда-нибудь на городских праздниках ученики Александра Касса подобное шоу покажут.

                                                             

Сергей АНТОНОВ