Люди
Игорь Голованов: Самое ценное, что есть у человека - воздух
25 июля 2017 года
Красота подводного мира всегда привлекала и восхищала человека своей таинственностью и неизведанностью. Говорят, что одного погружения в маске и ластах достаточно, чтобы тебя постоянно возникало желание делать это снова и снова. В России дайвинг уже давно стал популярным видом спорта. А вот фридайвинг — явление довольно новое. Несколько человек в Костроме активно занимаются его развитием. В том числе бывший военный летчик Игорь ГОЛОВАНОВ.
Как рыба в воде
- Игорь Вадимович, сколько лет вы занимаетесь дайвингом и чем вас привлекло это занятие?
- Плавать и нырять любил с детства. Однажды, году в 2004-м, на отдыхе в Египте посетил дайвинг-клуб и впервые нырнул с инструктором на глубину. Мне очень понравилось. Выйдя из воды я заявил всем, что в скором времени стану сертифицированным дайвером. Просто осознал, что это мое. Я по жизни человек такой: мне надо или летать, или нырять, или еще что-нибудь интересное делать.
- Конечно же, связанное с риском?
- Я бы не сказал, что это риск, скорее романтика.
- Как скоро выполнили такое смелое заявление?
- Меня это настолько увлекло, что довольно быстро я дошел до уровня инструктора. Курсы проходил в Москве, практиковаться ездил на море. Четыре года повышал свое мастерство, затем стал обучать дайвингу других. Вывозил костромичей в Египет, Турцию, Таиланд, где мы проходили курсы глубинных погружений, ныряли в экзотических местах. Но со временем дайвинг мне наскучил, и я начал осваивать фридавинг.
- Расскажите об этом направлении, слышу о нем впервые.
- С фридайвингом меня познакомила чемпионка мира и рекордсменка Наталья Овсиенко. Этот вид подводного спорта представляет собой ныряние без баллона, акваланга и прочего оборудования. Основа фридайвинга - правильная задержка дыхания. Это очень интересное занятие, которое приносит незабываемые ощущения. Ныряя таким способом, ты чувствуешь себя в прямом смысле слова, как рыба в воде. Набираешь воздух в легкие и паришь под водой в полной невесомости.
Без границ
- Но ведь возможности человека не безграничны, без воздуха долго не протянешь...
- Лично я могу не дышать чуть больше пяти минут. В Костроме есть пара-тройка человек, результат которых еще выше. Мировой рекорд — более десяти минут под водой без воздуха. Задержав дыхание, на глубину до пятидесяти метров (а это высота шестнадцатиэтажного дома) при условии регулярных тренировок может нырнуть любой здоровый человек. А при дайвинге содержимого кислородного баллона хватает для погружения не более, чем на сорок метров.
- Не опасно ли для здоровья на такое длительное время дыхание задерживать?
- Задерживая дыхание, человек вводит свой организм в состояние стресса. Таким образом мы включаем все свои внутренние резервы и защитные механизмы. С уверенностью могу сказать, что здоровому человеку при отсутствии хронических заболеваний фридайвинг идет на пользу. Задержка дыхания омолаживает организм и постоянно заставляет его работать. Вот я разве выгляжу на свои пятьдесят два?
- Вам за пятьдесят? Серьезно?!
- Что и требовалось доказать (смеется). Одна из целей фридайвинга - сломать стереотипы и показать людям, что их возможности гораздо шире, чем они себе представляют. Фридайвинг — это спорт, здоровье, внутренняя гармония и хорошее настроение.
- Вы говорили о незабываемых ощущениях, которые дает этот вид спорта. Что самое приятное в погружении?
- Это целый комплекс эмоций и ощущений. В определенном смысле фридайвинг можно сравнить с йогой. Если дайверы ныряют, чтобы посмотреть подводный мир, для нас, фридайверов, это возможность заглянуть в себя, побыть наедине с собой. Плавать с баллоном довольно быстро наскучит. Ты постоянно видишь одну и ту же картину — разноцветные кораллы и хвосты рыб, которые от тебя уплывают. Когда же ныряешь, задерживая дыхание, внутри тебя происходит целая революция — чувствуешь эйфорию, страх, гордость и все это на уровне физических ощущений.
Дыши!
- Все-таки элементы риска во фридайвинге явно присутствуют. В воде может случиться все, что угодно.
- Поэтому в одиночку фридайверы стараются не нырять. Под воду опускаемся всегда с напарником. Кроме напарника сопровождает подводный гид, который выполняет своеобразную роль экскурсовода. Он нырял уже тысячу раз и знает, в какой лунке прячется красивая рыбка, где посмотреть трехметровую мурену или необычные кораллы. Прежде, чем нырнуть впервые, фридайвер проходит четкий инструктаж, как себя вести в воде.
- На что в первую очередь обращаете внимание новичков?
- Самое главное — не бояться и не паниковать. Вода оказывает на человека большое давление, поэтому может возникать состояние, будто по тебе каток проехал. В таком случае нужно спокойно, без паники выйти на поверхность. Страх мгновенно сжигает кислород, «отключает» мозг, и человек начинает совершать кучу ошибок. В большинстве случаев природа заботится о людях интуиция подсказывает, где необходимо развернуться и когда вынырнуть.
- Случались ли в вашей практике трагические ситуации?
- В плане риска для жизни при всей кажущейся опасности нашего вида спорта смертельные случаи во фридайвинге бывают крайне редко. Людей выручают сильные внутренние механизмы защиты. У фридайверов очень правильная система ценностей и жизненных ориентиров. Многие люди озабочены материальными вещами - гаджетами, автомобилями. Мы же, как никто другой знаем, что самое дорогое и ценное, что есть у человека - это глоток воздуха.
- Приходится ли как-то корректировать свой образ жизни, занимаясь этим видом спорта, в чем-то себе отказывать?
- Вы имеете ввиду вредные привычки? Расскажу случай. Однажды под Ярославлем мы ныряли группой из сорока человек в вырубленную зимой лунку. Подходит к нам продрогший рыбак с сигаретой и просит прикурить, мол, зажигалка у него в воду упала. Так ни у одного человека из нашей компании огонька не нашлось, оказалось, что все некурящие. Для фридрайвера легкие — не просто орган, который где-то там в груди находится и помогает дышать. Это наш инструмент, а для инструкторов — хлеб. Занимаясь подводным спортом, о вредных привычках лучше забыть.
Мир бездонный...
- Как в России обстоит дело с фридайвингом, развит ли он в нашем регионе?
- В России фридайвинг появился в конце 90-х годов и сейчас достаточно бурно развивается. На соревнованиях мирового уровня российские фридайверы показывают прекрасные результаты. В 2010 году я был единственным сертифицированным фридайвером в Костроме. Потом уже мои друзья, которых я обучал, стали инструкторами по фридайвингу. Сейчас это довольно распространенное явление. Регулярно проводим чемпионаты в Костроме, командой выезжаем на соревнования в Ярославль, Москву, Екатеринбург и другие города России. Но у меня нет цели получить первенство на каком-либо всероссийском чемпионате. Пусть это делает молодежь. Больше сосредоточен на улучшении своих результатов.
- Бывает ли, что хочется просто поплавать, полюбоваться морскими пейзажами?
- Конечно. В таком случае выезжаешь к живописному берегу теплого моря, берешь маску, трубку и плаваешь в свое удовольствие. Увидел красивую ракушку — набрал полные легкие воздуха и плывешь ко дну рассматривать. Обычно такие неожиданные маневры приводят окружающих в восторг, а иногда в шок.
- Самые красивые подводные места, которые вам доводилось видеть?
- Каждое из них по своему прекрасно. В Турции ласковое и чистое Средиземное море, в Мексике — экзотическое Карибское, в Таиланде — потрясающее Андаманское. Но лучшее в мире — Красное море в Египте. На востоке Синайского полуострова есть городок Дахаб - своеобразная мекка для фридайверов. Море там прозрачнейшее, волн нет, глубина от самого берега, вода теплая. Туда я выезжаю каждые полгода.
- Какие новые подводные и жизненные вершины планируете покорить в дальнейшем?
- Главное для меня — семья, это важнее всех вершин, хобби и чемпионатов. Хочется детей поставить на ноги и сделать их людьми. У меня их трое. Младшему сынишке сегодня, кстати, годик исполняется. А завтра юбилей у старшей дочери, ей — тридцать. Внучка подрастает, переходит во второй класс. Стараюсь уделять им максимум свободного времени. Амбиции есть у каждого спортсмена. Мне отрадно, что и в пятьдесят лет можно достигнуть высоких результатов и быть на уровне 20-30-летних спортсменов.
Жизнь, в которой есть место спорту — это здорово. И возможности наши на самом деле безграничны.
Ольга ТАТАРИНОВА
Фото из архива Игоря ГОЛОВАНОВА