Люди

Василий Чекмарев — наш человек в Академии образования

Печать

28 февраля 2017 года

 

Профессор КГУ Василий ЧЕКМАРЕВ после окончания экономического факультета Воронежского государственного университета прибыл в Кострому. Работал на заводе автоматических линий, в обкоме комсомола и в Ленинском райкоме партии. Но вскоре перешел рядовым лаборантом на кафедру экономики Костромского государственного педагогического института. Теперь этот человек — доктор экономических наук, заслуженный деятель науки РФ. А недавно к этому набору званий добавилось еще одно: член-корреспондент Российской академии образования. Никто в Костромской области такого звания еще не удостаивался.

 

Миссия выполнима

После вашего избрания в РАО, Василий Владимирович, у меня к вам появилась не совсем белая зависть и вопрос: почему — вас, а не кого-нибудь другого?

Не знаю, сам удивлен: на это место кроме меня претендовали двести восемьдесят человек. И все не хуже меня: доктора наук, профессора. Но там кого захотят — того и выберут: голосование тайное.

Каков статус этой академии?

В настоящее время в Российской Федерации существуют две государственных академии наук. Одна — Российская академия наук (РАН), а другая — Российская академия образования (РАО). Общественных академий много, а государственных — только две. В них даже платят зарплату. Кстати, первую я уже получил — сорок тысяч рублей. Это даже больше моей профессорской.

Как распорядились деньгами, если не секрет?

Тут же перечислил на кредитную карту: у меня на ней был ноль. А после поехали с женой в магазин и купили коляску новорожденной внучке. Теперь и остальным внукам надо подарки купить. Очень приятное занятие! Внуков у меня шестеро, так что не будет вопросов, куда деть и следующую зарплату.

С Ольгой Васильевой, вашим новым министром, удалось познакомиться?

Да, еще в декабре, на президиуме РАО. Мне показалось, что Ольга Юрьевна — решительный и профессионально подготовленный человек. Понимает, чего хочет и знает, как этого добиться. В вузах она предполагает возвратиться к специалитету. В школах намерена постепенно отменить ЕГЭ. Сделать ей это пока не дают, но она сумеет, я верю. Она уже закрыла в Российской Академии образования одиннадцать научно-исследовательских институтов. Откровенно сказала при этом, что деньги, которые туда направлялись, теперь будут тратить на гранты. Если человек конкретную задачу решил — подготовил проект, то и деньги получит под эту конкретную задачу.

Пусть будет громко сказано, но в чем видите свою миссию?

Выдающийся русский актер Юрий Соломин недавно сказал: «Платное образование, элитные школы… Я вообще не понимаю, что это такое — элитные ученики. Что такое элитные собаки или лошади — понимаю. А элитных людей не знаю — знаю образованных. Интеллигентных знаю. Попытка заместить один класс другим — интеллигенцию на элиту, степень элитарности которой определяется уровнем дохода — рождает расслоение, а с ним и одичание души…» Вижу свою миссию в том, чтобы всячески поддержать Юрия Мефодьевича Соломина, Ольгу Юрьевну Васильеву и всех их единомышленников.

Про бакалавров и десять слов на русском языке

Различается ли, на ваш взгляд, сегодняшний уровень подготовки школьников в провинциальных и в столичных городах?

В целом нет. В одной из школ Москвы прошло тестирование учащихся шестого класса. Все учащиеся это тестирование выдержали. А потом преподаватель написал десять слов на доске и предложил этим же школьникам составить предложение, включив в него эти десять слов. Ни один старшеклассник такого предложения составить не смог.

Как вы думаете, какие перемены в среднем образовании обязательно должны произойти?

Надо вернуться туда, где мы были до введения ЕГЭ — в наработанную систему, зарекомендовавшую себя. Я не против ЕГЭ, пусть останется кое-где. Но ведь сейчас оно везде: двенадцать экзаменов! Два обязательных — русский и математика, остальные — по выбору. Хотите — сдавайте, не хотите — не сдавайте. Аттестат все равно получите. Экзамен по математике разделен на две части — обязательный и профильный. Профильный сдают те, кто идет на мехмат. Там задачи сложные. А вот пример задачи из обязательного экзамена: есть две комнаты: одна четыре метра на три, другая два на пять. Какая комната больше? Я думаю, школьное образование вернется в то русло, которое называется фундаментальным. Думаю, что очень скоро вернется профессиональное образование: до края дошли уже, дальше ждать преступно. Все можно купить: оборудование, технологии, но работать на нем кому?

А с высшим образованием что будет, как вы предполагаете?

У нас должно быть и среднее профессиональное образование, и высшее профессиональное уровня МВТУ имени Баумана. Без специалистов ничего не сделаешь. И дома, и мосты, и корабли мы должны уметь строить. А вот выпускников с дипломами бакалавров не будет: министерство труда уже выпущенных бакалавров до сих пор не решило куда трудоустраивать.

Что, на ваш взгляд, нового появилось в мире, такого, чтобы в качестве опыта рассмотреть?

У американцев и японцев — всеобщее высшее образование. Никого не заставляют, но право на получение образования имеет каждый. У нас — по конкурсу, а там — каждый, кто имеет школьную аттестацию и написал заявление в приемную комиссию вуза, поступает учиться. И приказ об его зачислении издается по факту его заявления, а не по результатам конкурса.

И все поступают бесплатно?

Бесплатного образования не существует ни у нас, ни в мире вообще. К примеру, если для вас образование безвозмездное, то это не значит, что оно для государства бесплатное. С вами заключают трехсторонний договор: с одной стороны — вы, как поступающий, с другой стороны — вуз, и с третьей — банк. Деньги вузу за вас платит банк. Если вы получили диплом о высшем образовании, то государство возмещает банку деньги, потраченные на вас, с процентами. Если вы не доучились — вы сами возмещаете банку потери с большими процентами.

Теория без практики мертва

Как вы хотите преподавать экономику, чтобы ваш выпускник стал успешным специалистом на высокотехнологичном производстве будущего?

Хочу, чтобы в вузах к обучению была добавлена серьезная заводская практика. Например, как у студентов-экономистов Германии. Там после первого курса студент идет на производство и работает на получение рабочей специальности. После второго курса — получает навыки руководителя среднего звена: бригадира или мастера. После третьего — работает помощником начальника цеха, или главного технолога. А после четвертого его отправляют на ту специализацию, по которой он будет работать в дальнейшем. Он знает если не все на производстве, то многое. По крайней мере, знает документооборот и как закрыть наряд. Я хочу разговаривать об экономике со студентами, которые знают производство не по учебникам.

Как вы считаете, специализация все вопросы решит, или не все?

Если мы ставим задачу получить хорошего работника, то специальность — это не все, что ему надо дать. Специалист может быть хорошо обучен, а как человек — дрянной. К примеру, все высокопоставленные чиновники очень хорошо обучены, а обществу от некоторых из них не польза, а вред.

Вернуть этику профессии как предмет или что-то еще? Идеалы вернуть, представление о нравственности? Но как? И чья это задача?

Мы убрали из образования социализацию — жить в обществе значит, быть полезным обществу. О чести, о совести перестали говорить. Если сливают в коллектив людей, которые не готовы друг с другом здороваться, то это — не оптимизация трудового процесса, а наоборот. Начать хотя бы с социализации.

Что такое образование по большому счету?

Это то, что остается с человеком навсегда: умение получать знания, умение сомневаться. И доказательно сомневаться. Раньше мы считали, что образованный человек — это интеллигентный человек. Сейчас об этом как-то стали забывать.

Что у нас в области со специалистами?

Положение такое, что пора говорить об экономической безопасности региона. Уезжают выпускники школ, уезжают выпускники вузов и не возвращаются.

Помните время, когда было трудоустройство и распределение?

Как не помнить? Сам в Кострому попал по распределению. В 1973 году сорок молодых специалистов приехали на завод автолиний из разных вузов. И я среди них. Человек триста молодых инженеров работали на заводе. Жили в общежитии, спортом занимались, влюблялись, женились, замуж выходили, дети появлялись — все нормально.

Вы женились, когда жили в общежитии?

И женился, и трое детей у нас родились в заводском общежитии. Квартира только через десять лет появилась. Кстати, я в Костроме стал чемпионом города в беге на лыжах на десять километров. С друзьями на Кавказ ездил — горным туризмом серьезно увлекался. В горах с будущей женой познакомился. С тех пор сорок лет живем в согласии. Я сказал ей: «Люда, развода не будет. Либо — смерть, либо живем».

Суровый вы, однако. И про любовь не говорили?

Я жене стихи про любовь писал: «Глупая бесчеловечность: день прошел — идет другой, а я тебя не видел вечность, человек мой дорогой».

Как вы обычно начинаете свой день?

Встаю в пять часов и занимаюсь собой. Полчаса — зарядка, полчаса — контрастный душ. Потом — стакан воды, иногда — с лимоном, и вперед, за рабочий стол. Люблю писать ручкой. Не люблю электронный вариант книг. Книги люблю держать в руках, читать не спеша, перечитывать. В восемь утра выхожу из дома, так как в половине девятого должен быть в университете: пара начинается, студенты ждут. А потом начинается время моих аспирантов — будущих преподавателей и ученых. У меня уже двенадцать докторов наук, которые работают в системе образования и сорок шесть кандидатов наук.

Кира ЛЕНКО