Люди

Первая группа мужества

Печать

15 ноября 2016 года

 

Что бы ни говорили, а общество наше, хотя и медленно, но меняется, становится более гуманным. Наконец-то оно повернулись лицом к инвалидам, многодетным, погорельцам, сиротам. Но это только начало, сделать предстоит гораздо больше.

 

Там, под Шиндандом

среда1

У Игоря Жулева все мужчины в семье, вплоть до прадеда, были военными. Офицером в ВВС служил его отец. Поэтому хотя родился Игорь в российском городе Энгельсе, но детские годы и юность провел в литовском городе Шауляе, где стояла тогда воинская часть отца.
Вот и младший Жулев пошел по стопам предков, став кадровым военным. С 1987 по 1989 год он служил в Афганистане, куда поехал добровольно. Много раз старший прапорщик Жулев участвовал в боевых операциях.  Его задачей было точно и в срок передавать координаты местонахождения вооруженных бандформирований. Авианаводчики, входившие в состав разведгрупп, сообщали сведения, а потом по скоплениям моджахедов работали наши «вертушки».

Каждый, прошедший войну в Афганистане, хранит в своей памяти какие-то отдельные эпизоды, запавшие в душу навсегда.  Игорь Львович Жулев запомнил день, когда он получил ранение и контузию.

Это произошло в конце 1988 года.  Выполнив очередное задание, группа возвращалась на базу, к Шиндандскому аэродрому.Случилось так, что бронетранспортер с радиоаппаратурой задним колесом напоролся на мину. Жулев в это время сидел на броне. Взрыв был такой силы, что Игоря отбросило  на несколько метров. Он сильно  ударился о камни головой и спиной и на некоторое время потерял сознание. Осколками посекло ноги и лоб, на затылке образовалась гематома.  Особенно болела спина.

Ах, война, что ты сделала…

Товарищи доставили его в санчасть при аэродроме. Там прапорщик находился около недели, потом снова поехал на боевую операцию: не мог он отлеживаться, когда его друзья каждый день рискуют жизнью. Болела спина, слегка кружилась голова, но когда тебе тридцать с небольшим, ко многим вещам, в том числе и к собственному здоровью, относишься проще. Не предполагал Игорь, что эта травма впоследствии обернется для него значительным ухудшением здоровья и приведет к инвалидности.
Из Афганистана военнослужащие их части выходили через пограничный переход в Кушке. Эмоций было много: слезы, объятия, цветы. Не верилось, что все испытания позади, на груди блестела медаль «За боевые заслуги». И все же не покидало ощущение опасности. Не прошло это чувство и после войны. Игорь Львович вспоминает, как однажды в городе при виде заискрившейся на стыке троллейбусной дуги, к удивлению прохожих, автоматически упал на землю: так Афган приучил его реагировать на яркие вспышки.

Осознание того, что за годы, проведенные в Афганистане, страна стала другой, появилось у Игоря сразу по возвращении на родину: огромные очереди, талоны, дефицит товаров. Особенно угнетало, что в обществе стал ощущаться и дефицит человечности. В кабинетах всевозможных чиновников он слышал: «Я вас в Афганистан не посылал!» С трудом удалось получить причитающиеся ему деньги. На них он купил квартиру в Шауляе (ее после развода с женой Игорь Львович оставил детям).

А здоровье ухудшалось: головные боли порой становились нестерпимыми. Позднее стали отказывать ноги. Ощущались и последствия желтухи, которой в тяжелой форме Игорь Львович переболел в Афгане.

Наперекор судьбе

Но ветеран не привык жаловаться. До 1998 года продолжал службу: сначала – в Шауляе, потом – в Костроме. До положенных двадцати лет стажа дослужить не удалось – всего 40 дней не хватило! Их вертолетный полк расформировали, а переезжать в другой город не было возможности, да и не хотелось, так как здесь Игорь Львович наконец получил жилье, которое пришлось ждать не один год. В этой однокомнатной квартире он проживает и сейчас.
О том, что он проходил лечение в санчасти на территории Шиндандского аэродрома, информации в военных архивах не нашлось. Наверно, была утеряна, а может, и вовсе не вывозили такие архивы - не до того было. Поэтому живет ветеран на скромную пенсию инвалида первой группы "по общему заболеванию". Существенную часть денег тратит на лекарства. Передвигаться может только на коляске.
Несмотря на болезнь, Игорь Львович активно участвует в общественной жизни. Общероссийская общественная организация инвалидов войны в Афганистане и военной травмы наградила его медалью «За честь и славу России». В 2013 году губернатор области вручил ему Благодарственное письмо за активную общественную деятельность по случаю 20-летия образования Костромского отделения этой организации. Жулев старается донести до других людей, особенно до молодежи, информацию о  своих товарищах, служивших в «горячих» точках: он монтирует видеоролики о тех, кто воевал в Афганистане, Чечне, Осетии - о тех, кто жив, и тех, кто ушел навсегда.

Оптимизм – отличительная черта тех, кто не раз смотрел в глаза смерти. Эти люди по-особому чувствуют и ценят жизнь. Не пасуют перед трудностями, не унывают. Игорь Львович – один из таких людей. Его оптимизму любой здоровый человек позавидует! В свободное время ветеран занимается резьбой по дереву, коллекционирует марки, открывая при этом новые страницы истории нашей страны. В этом году он подготовил филателистическую выставку на тему афганской войны, которая была отмечена бронзовой медалью. На очереди еще одна выставка – в декабре, в музее военной истории, она посвящена вводу советских войск в Афганистан.

А 9 мая 2016 года он участвовал в шествии «Бессмертного полка». Несли портреты своих дорогих фронтовиков дети и взрослые, шли в едином строю седые ветераны, и вместе со всеми ехал на инвалидной коляске, к которой была прикреплена фотография деда, ветеран афганской войны Игорь Жулев.

О пандусах и не только

С Игорем Львовичем я познакомился совсем недавно. Сначала в редакцию позвонила его жена, Татьяна Руцкая. Она уже второй год хлопочет о том, чтобы в их подъезде сделали пандус, и тогда Игорь смог бы чаще выезжать во двор. Он и сейчас иногда это делает, и летом даже добирается на своем «авто» от поселка Новый до берендеевских прудов. Берет удочку и рыбачит, это одно из его многочисленных увлечений.

Но вытащить тяжелую коляску из квартиры и спустить ее вниз – целая проблема. Татьяне с этим не справиться, приходится звать кого-то на помощь. Поэтому выезды получаются не часто. И вот она начала хождения по инстанциям. Да и не один Игорь Жулев в такой ситуации, есть инвалиды-колясочники в Костроме, есть в других городах. Они заперты в четырех стенах, страдают от одиночества.

Я вспомнил, что видел пандус в многоквартирном жилом доме на улице Магистральная. Мы с Татьяной съездили туда, посмотрели, поговорили с жильцами. В одной из квартир живет ребенок с ДЦП, родители возят его на коляске. И для их нужд – случай в нашем городе беспрецедентный – был сделан рядом с крыльцом пандус, администрация города пошла навстречу. Правда, хвалить власти особенно не стоит, их обязали, так как перед этим была целая эпопея, письма в высшие московские инстанции и т.д.

В целом же проблема нешуточная, не только финансовая, но и техническая. У пандуса должен быть определенный угол наклона, иначе он перекроет тротуар. В домах старой постройки вообще непонятно, как это сделать, законодательство несовершенно. Кто должен брать на себя финансовые затраты? Сейчас вопрос изучают в Госдуме, и Татьяна с Игорем надеются, что депутаты помогут, облегчат жизнь всем инвалидам.

А их молодой семье скоро будет пять лет. У обоих это вторые браки. Познакомились через сайт знакомств по Интернету. Татьяна тогда жила в Буе.

- Игорь выставил фотографию: волосы длинные, в руках гитара. Я подумала: творческий человек, наверное, дай-ка я с ним познакомлюсь, - рассказывает она. - И мы стали с ним переписываться. Он мне написал: «Я инвалид первой группы». Я ответила: «Ну и что?!»

Потом они ездили друг к другу в гости, а вскоре соединились окончательно. Татьяна – журналист, пишет о социальных проблемах, на патриотические темы. Очень энергичная, общительная. Могла бы работать на штатной работе в СМИ, или в ином месте. Но она решила все свое время посвятить Игорю. Им хорошо вдвоем.

Когда знакомишься с такими людьми, как Игорь Жулев, понимаешь, как ничтожны твои неприятности по сравнению с тем, что приходится преодолевать им. У тебя целые руки и ноги, ты можешь пойти или поехать, куда захочешь. Перед тобой весь мир: твори, выдумывай, пробуй. Но многие ли понимают это? Жизнь порой проходит бесцельно, бескрыло, в мелкой суете растрачиваются драгоценные дни и годы.

А Игорь Жулев по своей натуре, по характеру – делатель. У него светлая голова, золотые руки. На маленьком балкончике оборудовал домашнюю мастерскую, может починить кран, сделать книжную полку, журнальный столик.

Будь он здоровым, мог бы добиться успеха в разных сферах. Но для него судьба уготовила другое: каждый день боль, страдание, лекарства и процедуры, вынужденная неподвижность, с которой он борется по-своему. Это по-настоящему мужественный человек, для Родины он не пожалел ничего. Теперь наша очередь, всех нас, сделать доброе дело для Игоря и таких же, как он, ветеранов-инвалидов.

Сергей ЛАВРЕНТЬЕВ