Люди
Художник Светлана Могутина: У себя в деревне я выращиваю керамический сад
19 июля 2016 года
Когда в Картинной галерее Костромского музея-заповедника проходила презентация выставочного проекта «ЦЕХ №1», среди первых посетителей настоящим хитом стали керамические фигурки Мартовского Зайца и Безумного Шляпника по мотивам «Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла. Чтобы сфотографироваться с ними, костромичи даже выстраивались в очередь.
Их автор – московский художник Светлана МОГУТИНА. Выпускница Московcкого высшего художественно-промышленного училища (Строгановского), член Союза художников России. Ее керамика хранится в частных коллекциях России, Австрии, Италии, Канады, Франции, США и других стран.
Все любят «Алису»
- Светлана Константиновна, ваши Мартовский Заяц и Безумный Шляпник словно сошли со страниц сказки Льюиса Кэрролла. Любите «Алису в стране чудес»?
- По-моему, многие люди моего поколения любят «Алису в стране чудес». Это такая же классика, как, например, «Сказка о золотой рыбке». Я делала персонажей Кэрролла два года назад, и тогда «Алиса» совпала с моим состоянием души, так что мне работать было легко, я не напрягалась.
- Кого еще вы из этой сказки делали?
- Большую Алису, она до Костромы не доехала. Был еще Белый кролик, он долго выставлялся на разных площадках, но его купили, причем, покупатели сначала долго торговались. Спустя какое-то время друзья мне рассказали, что были в дорогом ресторане в Москве, он так и называется «Белый кролик», и там они увидели моего Кролика, стоящего на барной стойке.
- Ваше творчество называют «фантастическим реализмом». Где еще черпаете вдохновение для своих работ?
- Я люблю путешествовать. В поездках всегда находишь что-то интересное. Когда замечаешь интересную деталь, она сразу трансформируется в голове. Я представляю, что получится в объеме, в цвете. Например, год назад я ездила в Таиланд и в Бруней, после мне нужно было сделать отчетную выставку. Меня там потрясли животные, в частности, большие двухметровые ящеры – комодские вараны. По итогам своего путешествия я сделала светильники. Мои коллеги и друзья сказали, что получились своеобразные путевые заметки из керамики.
- Есть у вас излюбленные мотивы?
- Например, животные, куклы. Пьеро, Коломбина, довольно часто делаю арлекинов. Это очень неоднозначный персонаж – он не добрый, но и не злой. Арлекин – олицетворение сложности внутреннего мира человека.
Эффекты неожиданные и «ожиданные»
- Почему из всех видов декоративно-прикладного искусства вас именно керамика привлекла?
- Я люблю живопись, люблю скульптуру, а в керамике происходит их соединение. Есть материал, есть объем и цвет. Керамика делается так же долго, как любая другая скульптура. Но стоит она на порядок дешевле чем, например, скульптуры из бронзы. Это иногда немного обидно, потому что работы с ней не меньше. Еще в керамике есть такой момент, когда ставишь изделие в обжиг, уже зная, как его покрасить, в итоге получается что-то совсем другое. Это интересно, и радует, если получилось хорошо.
- Обжигаете свои работы в печке?
- Да, у меня дома есть специальная печка на 1200 градусов, хороший обжиг получается. Есть разные техники обжига, например, в полевой или земляной печи, в печи раку, после которой изделие кладут в контейнер, заполненный опилками. Неожиданные эффекты потом бывают. Правда, я больше люблю с «ожиданными» эффектами работать. Возникает идея, и я ее воплощаю.
- Вы активно участвуете в выставках. Как перевозите свои работы? Керамика все-таки достаточно хрупкий материал.
- Мне очень помогает мой муж. У нас большая машина, изделия тщательно упаковываются и перевозятся на ней. И не только на выставки, но и, если нужно, к примеру, отвезти сырые работы в обжиг. Моей печи для некоторых бывает недостаточно. Раньше мне приходилось возить их самой, своими силами. Представляете, как я заходила в переполненное метро с коробками? Это был ужас.
Штраф компенсировал заяц-контролер
- Для кого-то декоративно-прикладное творчество – работа, для кого-то – отдых. А для вас?
- Для меня это жизнь. И заработок. Не заниматься керамикой я не могу, потому что больше ничего не умею. Несколько лет назад увлеклась еще изготовлением вещей в технике горячей эмали. Однажды во время поездки в Чехию увидела такие работы, и буквально влюбилась в них. Это тоже ручной труд, а он, говорят, успокаивает. Летом наша семья живет в деревне Антоновское за Гравийным Карьером, в 60 километрах от Костромы. Там я иногда отвлекаюсь от керамики, пропалывая сорняки, поливая огурцы и помидоры.
- Где лучше работается – в городе или в деревне?
- Я заметила, когда делаешь керамику в деревне, она получается добрая, спокойная. Если ее делаешь в городе, она более нервная, хотя все равно не несет в себе негатив. Меня как-то раз оштрафовали в поезде. Я думаю, как же мне компенсировать этот штраф? И слепила зайца–контролера. Во-первых, я сразу простила человека, оштрафовавшего меня. Во-вторых, потом продала этого зайца ровно на тот штраф, который мне был выписан.
- В Кострому еще на выставки приедете?
- Конечно. Иногда у меня накапливается много работ, их надо куда-то девать. Я приняла решение поселить некоторые свои изделия в деревне. У нас 30-ть соток земли, там столько керамики уберется! Часть я уже расставила на траве, между кустов. Очень красиво смотрится, получился настоящий керамический сад.
Екатерина МАЙ
Фото Николая НОВИКОВА