Люди

Наталья Фролова: Без настроения лицо не распишешь

Печать

30 июля 2013

Матрешка – известный и любимый всеми российский сувенир. Эта расписная деревянная куколка считается неофициальным символом нашей страны. Раньше вопроса, где купить матрешку, не возникало. Там, где был развит народный промысел, обязательно была матрешка. Сейчас настоящих мастеров, преданных своему делу, любящих его, трепетно хранящих традиции своих далеких предков, встретить большая редкость. В сорока километрах от Костромы, в небольшом славном городе Нерехте живет Наталья ФРОЛОВА. Она – художник (мастер) росписи по дереву на Лавровской фабрике художественной росписи. Вот уже пять лет, каждый день в руках Натальи оживает народная культура в виде настоящих расписных матрешек. Созданные Натальей матрешки с видами нерехтских храмов, сюжетами из сказок, цветочным орнаментом на передниках уезжают вместе с их счастливыми обладателями в другие города нашей необъятной страны и даже за ее пределы.

frolova

Первая матрешка появилась в России в конце XIX века. Это была восьмиместная деревянная кукла, изображавшая девушку в сарафане, белом фартуке, с цветастым платком на голове и черным петухом в руках. Название пришло само собой – Матрена. В дореволюционной России это имя считалось одним из наиболее распространенных, в корне которого лежит латинское слово «mater», означающее «мать». Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой.

– Наталья, как вы думаете, чем можно объяснить популярность русской матрешки?

– В матрешке живет и отражается русская душа. Наверное, создатели первой русской матрешки художник Сергей Малютин и токарь Василий Звездочкин и не подозревали, что рожденная их усилиями первая русская деревянная разъемная кукла (до этого на Руси были деревянные куклы, но не разъемные – авт.) через некоторое время станет известна на весь мир, неся в себе некую магическую тайну, скрытую душу России.

– Какое должно быть личико у матрешки?

– Самое главное – оно должно быть миленьким и очаровательным. Расписывая лицо, мастер первым делом рисует челку, а затем уже глазки, делая их выразительными и живыми. Работа эта очень тонкая и кропотливая, каждую ресничку надо прорисовать, чтобы выражение личика было характерным, а не форматным, застывшим. Обычно взгляд у матрешки прямой. Но бывает, что Матрена кокетливо посматривает из-под своих пушистых ресниц в сторону, от этого образ становится совершенно другим, загадочным что ли. Не каждому художнику на фабрике доверяют рисовать лицо матрешке. Бывает и так. Как бы и сколько бы мастерица не старалась, не получается лицо и все тут. Зато она мастер в другом, например, архитектура лучше других получается. Я рисую лица не только на своих матрешках, но и на чужих. Мне иногда говорят: «Личико твоей матрешки похоже на лицо твоей дочки Сашеньки». (Улыбается).

– Выражение личика куколки, может меняться, например, от настроения мастерицы, которая ее расписывает?

Да, конечно. Наш руководитель Николай Васильевич всегда говорит: «Если нет настроения сегодня, то не вздумайте расписывать лицо, все равно не получится». Вроде бы уже и рука набита, знает рисунок, а не тут-то было. Внутреннее состояние художника много значит. Все, ведь, от души идет, а когда на душе неспокойно, какая уж здесь милая мордашка у Матрены. Поэтому на работу – только в хорошем настроении!

               

Как правило, матрешки изготавливают из древесины таких лиственных пород деревьев, как липа, береза, ольха, осина. Самым благодатным материалом является липа. Деревья, предназначенные для выделки матрешек, спиливают ранней весной, обычно в апреле, когда древесина в соку. Вытачивание матрешек – тонкое искусство, которому учатся годами. До пятнадцати операций проходит заготовка в руках токаря, прежде чем стать готовой матрешкой. Первой делается самая маленькая, неразъемная матрешка.

– Где вы учились расписывать матрешек?

– Специального художественного образования у меня нет. Я по специальности экономист-бухгалтер. Но мне всегда, с самого детства хотелось рисовать. Когда я это осознала, стала учиться. Забросила бухгалтерские отчеты и с головой окунулась в мир творчества. Вот так потихонечку «дорожка из желтого кирпича» привела меня на Лавровскую фабрику художественной росписи.

– Не жалеете о том, что дорожка вас привела именно на фабрику деревянной игрушки?

– Что вы, нисколько. Я люблю свое дело. Ко всему прочему оно является моей работой. Редко кто может похвастаться таким счастливым совпадением.

– Сколько времени занимает роспись одной матрешки?

Это зависит от уровня мастерства художника и сложности нанесении рисунка. Иногда мы расписываем от пяти до десяти матрешек в день. Иногда, с более сложной росписью, по одной-две штуки в день. Первым делом расписываем лицо и передник с живописным изображением, и уже потом – сарафан и косынку. Когда долго рисуешь одно и то же, бывает, глаз «замыливается». Люди смотрят, говорят – красиво, а для нас эта красота уже привычная.

Большая часть исследователей склоняется к версии, что у русской матрешки совсем не русские корни. Прообразом ее послужила фигурка одного из семи японских богов удачи – бога учености и мудрости Фукурумы – лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий. Выполненная с большим юмором, она, как и матрешка, раздвигалась, представляя собой множество фигурок Фукурумы, вставляемых друг в друга.

– У вас в детстве были матрешки?

– У меня никогда не было матрешек. Впервые столкнулась с ними, когда пришла на фабрику работать. Всегда хотела рисовать, но никогда не думала, что буду расписывать этих деревянных куколок.

– Ваша одиннадцатилетняя дочка Александра играет матрешками, расписанными вами?

– Однажды дочь пришла к детскому психологу, та решила ее удивить матрешкой, говорит: «Смотри, какая у меня есть игрушка». А дочка говорит: «У меня этих матрешек дома целый мешок». Она уже привыкла, что матрешки – мамина работа, для нее это не игрушки.

– Для русского человека матрешки имеют особый, почти сакральный смысл. Вам приходилось слышать какие-то истории, легенды о матрешках?

– Когда я только пришла работать на фабрику, не думала об этом, просто делала свое дело, училась расписывать игрушки. Интерес пришел постепенно, захотелось больше узнать о том, что я делаю. Стала читать, узнавать историю матрешки. Из поверий слышала, например, такое – если внутрь матрешки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в матрешку, чем больше в ней мест и чем качественней роспись, тем быстрее загаданное сбудется. Кстати, в октябре на нашей Лавровской фабрике художественной росписи пройдет празднование именин матрешки, любой желающий может попробовать себя в роли художника. Всех приглашаю к нам в гости.

Екатерина МАЙ

Фото автора