Люди

Олеся Моисеева: Мир через объектив камеры

Печать

21 июня 2016 года

 

В Шуваловском зале администрации Костромы открылась выставка фотографа Олеси Моисеевой «Люди Костромы. Взгляд через профессию». На сорока фотографиях — руководители крупных костромских предприятий, успешные бизнесмены, представители власти, науки, искусства, образования, здравоохранения. Они рассказывают о профессии, которой посвятили свою жизнь. Снимки сделаны в необычном формате — 3D. Он создает эффект присутствия, и ты не просто рассматриваешь фотографии, а словно вступаешь в диалог с героями выставки. После вернисажа мы поговорили с Олесей МОИСЕЕВОЙ о необычном замысле и о том, почему она решил стать фотографом.

 

Олеся

«Люблю лица»

Олеся, вы помните свою первую фотографию?

— С детства я занималась изобразительным искусством. Школьные и студенческие годы связаны не с фотографией, а с карандашами, пастелью, кистями и растворителями. До сих пор помню, как ездила на учебу с холстом длиною в метр под мышкой. Первую фотографию сделала на цифровой профессиональный фотоаппарат. Сняла обнаженную фигуру со спины. Получилось довольно хорошо.

Изобразительное и фотоискусство как-то перекликаются между собой?

— Взгляд на композицию будущей фотографии несомненно можно назвать художественным. Возможно именно художественное образование сподвигло меня освоить фотошоп. Со временем мне стало неинтересно обрабатывать чужие фотографии. Я поняла, что у меня множество своих идей, и приступила к их воплощению.

Когда вы впервые ощутили себя профессиональным фотографом?

Понятие "профессиональный" каждый воспринимает по-своему. Для кого-то это умение выставить экспозицию, поставить свет. Я бы сказала, что чувствую себя профессионалом, если мне удается передать цельность натуры, передать характер. Когда я могу сделать больше, чем просто красивое фото. Впервые я почувствовала это, открывая свою первую выставку SUPER NATURE.

Сегодня фотография для вас — увлечение, реализация творческого потенциала, или же основная работа?

— Фотография — мое основное занятие, любимая работа и дело всей жизни. Я вижу мир через объектив камеры и мгновения жизни замирают в снимках. Камера продолжает мою мысль, слово и действие. Иногда кажется, мы — единое целое.

Расскажите о ваших источниках вдохновения.

— Для меня это, в первую очередь, люди. Новые личности, характеры, лица и фигуры не перестают удивлять и вдохновлять меня.

Наверняка вы пробовали работать в разных жанрах. Какой наиболее близок вам?

— Портрет. Любой: бизнес, арт, детский, семейный. Люблю лица. Это огромный простор для творчества!

Очарование города — в людях

На открытии выставки вы очень тепло говорили о Костроме.

— В Костромскую область я переехала с мужем пять лет назад. Кострома покорила меня с первого взгляда. За эти годы я прониклась атмосферой города и узнала его лучше, чем родной Нижний Тагил за двадцать два года.

Выставка «Люди Костромы. Взгляд через профессию» объединила десятки людей, известных в городе. Идеи образов вы придумывали совместно с героями фотографий, или они рождались в процессе общения?

— Изначально я представляла себе образы героев. Общение занимало несколько минут, а дальше — съемка .

Представителям бизнес-сообщества обычно дорога каждая свободная минутка.

— Я старалась участников проекта не отрывать от дел. И благодарна, что в напряженном рабочем графике они нашли время для съемки. Например, Евгений Смирнов буквально удрал на пять минут с переговоров. Сергей Калашник, несмотря на занятость, отправился на производство. Некоторые участники вносили свой креатив. Татьяна Гачина взяла на съемку кота, и позировала столько времени, сколько тот смог усидеть.

Фотографируя, вы, вероятно, взглянули на город по-новому и узнали для себя много интересного.

— Обычно, когда мы приезжаем в новую страну или город, ходим по улицам, вглядываемся в лица людей, стараемся понять местную культуру и нравы. Здесь так же. Каждое фото — маленький рассказ о городе и его людях.

Примерить.., но не платье

Съемки — вещь очень сложная. Фотохудожнику частенько приходится помогать герою преодолеть стеснение, иногда даже страх перед камерой. Как вы с этим справляетесь?

— Должно быть искреннее внимание к человеку, с которым работаешь. Я не могу снимать, если вижу зажатость, стеснение, неуверенность героя. И для меня важно понять, что именно является причиной стеснения. Если к модели относиться безразлично, то хорошего фото не получится. Важно полюбить этот образ, проникнуться к человеку радостью, искренностью, уважением. И он ответит взаимностью.

На выставке я беседовала с участниками проекта. Они говорили, что фотографии получились очень живыми, теплыми и искренними. Думаю, секрет не только в использовании необычного 3D-формата печати. Мне показалось, что вы попытались каждый образ примерить на себя, чтобы лучше узнать, понять его.

3D-печать — всего лишь дополнение. Действительно, я каждый образ «надела» на себя. За каждой фотографией — огромная творческая работа. Не только моя, но и всей моей дружной команды.

Каков художественный замысел вашей выставки?

— Идея проекта — показать портрет человека, спроецированный на его профессию. Каждый человек изображен в своей профессии. Каждый работает на благо развития города, приносит пользу людям — это в первую очередь, а потом статусы и регалии этих людей.

Встречать восход — с фотоаппаратом!

Занятие фотографией, как любое творчество, отнимает много времени, моральных и физических сил. Вы находите поддержку дома?

— Да. Дома видят, что я много работаю и понимают меня. Когда я всецело погружаюсь в работу, домочадцы могут намекнуть: «Не забывай, что у тебя еще есть мы». Поэтому к событиям и мероприятиям приходится подходить избирательно, несмотря на то, что каждое представляет для меня огромный интерес!

Как вы предпочитаете проводить свободное время?

— А его у меня практически нет, все оно отдано фотографии. Отдыхаю с камерой, посещая новые места и снимая людей.

Вы активно участвуете в благотворительных проектах. Как вы считаете, почему важно помогать?

Помощь людям считаю своей прямой обязанностью. Я рада, что у меня есть возможность помочь. И речь здесь идет не только о финансовой помощи. Фотография — очень мощное и действенное средство, способное привлечь внимание людей к социальным проблемам. Поэтому я всегда отзывчива на социальные проекты.

Вы — мастер фэшн-фотографии, что признано на международном уровне. Расскажите об этом виде фотоискусства и специфике вашей работы.

— Фэшн-съемка — это съемка в мире красоты и моды, она имеет свой характер и сюжет. Как и любой женщине, мне не чуждо желание красиво выглядеть и модно одеваться. Мне очень нравится работать с российскими дизайнерами, это талантливейшие люди. Часто работаем бартером: фотосессия в обмен на дизайнерскую одежду.

Вы уже добились определенных высот и продолжаете постоянно развиваться, осваивать новое. На ваш взгляд, почему важно не прекращать этот процесс и заниматься саморазвитием?

— Изучение и применение чего-то нового — это стресс для мозга. Люблю выводить себя из зоны комфорта, попадать в непредсказуемые ситуации, ставить перед собой новые задачи. Так было и выставкой «Люди Костромы». Я буквально сама себя взяла «на слабо». Никогда не знаешь, чем именно закончится эксперимент. Но, как показывает опыт, такие мозговые штурмы оборачиваются только плюсами.

Сейчас многие увлекаются фотографией. Молодежь постепенно отходит от «селфи» и фотографий еды и старается выкладывать в социальные сети серьезные, красивые снимки. Что бы вы посоветовали начинающим фотографам?

— Посоветую снимать то, что нравится. Если вас это увлекает — наслаждайтесь процессом. Снимайте жизнь, эмоции своих родных и близких, встречайте восходы и провожайте закаты с фотоаппаратом. В фотографии должна быть душа, искра, чувствоваться ваш взгляд. И тогда она не только станет украшением альбома, но и сохранит в себе частицу вас.

Ольга ТАТАРИНОВА

Фото из архива Олеси Моисеевой