Люди

Евгений Петров: В борьбе с огнем всегда нужно или рисковать, или чем-то жертвовать

Печать

14 июня 2016 года

 

У него каждый день на службе - горячий. Евгений ПЕТРОВ - заместитель начальника Службы пожаротушения Первого отряда федеральной противопожарной службы Костромской области, настоящий герой нашего времени. Во время тушения пожаров он координирует работу личного состава подразделений, от его профессиональных решений зависит многое, и в первую очередь, жизни людей. Евгений Петров дважды награжден медалью «За отвагу».

 

огнеборец

Корреспонденту «КВ» он рассказал…

что у него общего с«железным человеком»

- Евгений Сергеевич, из-за чего чаще случаются пожары?

- Из-за нарушения устройства электроустановок, из-за курения в нетрезвом виде. Много пожаров в этом году произошло из-за пала травы, а это примерно на пятьдесят процентов – детская шалость. Я в детстве тоже так баловался с огнем, потом отец узнал, отругал.

- Вы после этого решили стать огнеборцем?

- У меня дед был пожарным, отец командовал третьей пожарной частью, которая располагалась тогда у «Рабочего металлиста», за Волгой. Я все детство там провел, участвовал в пожарно-прикладном спорте за эту часть. И другие профессии даже не рассматривал. После школы поступил в Ивановское пожарно-техническое училище, потом окончил Академию государственной противопожарной службы в Москве. Работать вернулся в Кострому.

- Сложно руководить тушением пожара?

- Непросто. Прежде всего, руководитель тушения должен провести разведку, выяснить всю необходимую информацию. Любой пожар требует четких и быстрых решений, всегда нужно или рисковать, или чем-то жертвовать. Допустим, стоят рядом два дома, одни из них горит. Решающим направлением для нас будет защита соседнего дома. Можно защищать его от огня с пяти метров, можно – с двадцати. Но с пяти эффективней, поэтому есть вероятность получения ожогов личным составом. А если в доме еще газовый баллон, возникает риск травмирования или даже гибели людей.

- Бывают случаи, когда принять то, или иное решение непросто морально?

- Один такой пожар однажды произошел зимой в пятиэтажном доме на улице Советской. Там в подвале закрылся нетрезвый мужчина, от его действий загорелись сарайки, сильно задымило подъезд. Мы приехали буквально через 10 минут, со всех этажей выше второго люди просили о помощи. В подвале находится человек. Но открывать туда дверь нельзя, иначе лестница в подъезде будет не только задымлена, но и раскалится. В итоге мы приняли решение в первую очередь спасать людей на этажах. Вывели из дома 27 человек, включая детей, и только потом смогли открыть дверь в подвал и нашли мужчину. Он погиб, его отрезало огнем, шансов выжить у него, к сожалению, не было изначально.

- Переживаете, если во время пожара гибнут люди?

- Переживаю, особенно, когда страдают дети. Правда, прокручивать все это начинаю уже потом. Во время тушения пожара я думаю только о работе. Потому что пожарный на службе не должен проявлять никаких слабостей. Он, как «железный человек», все знает, все умеет и все может.

как предотвратил взрывы на заправке

- Свою первую медаль «За отвагу» вы получили за ликвидацию пожара и спасение людей в многоэтажном доме. А вторую?

- Летом 2011-го года на автозаправочной станции на улице Зеленая во время перекачки пропан-бутановой смеси из железнодорожных цистерн из-за нарушения технологического процесса произошел ряд взрывов. Они были такой мощности, что одна автомобильная емкость, в которую перекачивали пропан-бутан, улетела на четыреста метров и подожгла склад пилорамы. Другая отлетела метров на двести, разрушила купол здания «Космола», там погибла женщина. Еще одну емкость просто раскатало взрывом в тонкий лист. Нам предстояло охладить уцелевшие железнодорожные цистерны и защищать находившийся неподалеку склад с бензином. Чтобы предотвратить новые взрывы, требовалось перекрыть задвижки подачи топлива уцелевшей железнодорожной цистерны. Мы вместе с Алексеем Ивановым (он тоже получил медаль «За отвагу» - авт.) поднялись по трапу наверх горящей газовой цистерны и сделали это. Пожарные потом смогли начать охлаждение емкостей и тушение огня.

- Не было страшно? Ведь взрыв мог произойти в любой момент.

- Поначалу нет, держались, видимо, на адреналине. Залезли на цистерну абсолютно спокойно, перекрыли задвижки, спустились, отошли. Минут через пять сели и все – встать не можем, ноги дрожат.

- Инстинкт самосохранения напомнил о себе?

- Да, куда без него? Пожаров много разных бывает, сложных и опасных. Но сначала всегда надо дело сделать, потом уже думать о себе.

- Что значит, по-вашему, «сложный пожар»?

- Сложности разные бывают. Несколько лет назад на заводе «Мотордеталь» произошел пожар. В подвале горело масло, дым валил черными хлопьями, так что ничего не было видно, а до очага возгорания примерно двести метров. Делали все на ощупь. Когда водой стали поднимать масло, там образовалось настоящее огненное озеро. Был случай, тушили склад со спиртом. Наши средства - вода, пена оказались бесполезны. Пришлось применять другие методы. Тогда еще во время тушения пожара ветер резко изменил направление, выбросило пламя, я получил ожоги дыхательных путей и плеча.

- Самое большое в вашей практике возгорание сколько тушили?

- Четыре дня. На улице Юбилейной горело здание «Холодильника». Между двумя кирпичными стенами – слой утеплителя из торфа. Там были нарушены строительные нормы, пожарные системы перекрыли новой кровлей. Когда начался пожар, кровля сгорела на всем здании, началось интенсивное горение в стенах. Горел торф, его на ровной-то поверхности тушить сложно, а тут в перекрытиях, да еще в таких объемах. Но мы справились.

- Работа в экстремальных условиях изменила вас?

- Конечно. Я, например, могу теперь шашлыки жарить на маленьких шампурах без перчаток. (улыбается)

почему желает коллегам «сухих рукавов»

- У вас есть профессиональные суеверия?

- Если надеть новую боевую одежду или форму, обязательно будет выезд. Месяц назад у нас водитель надел новую повседневную форму, мы еще посмеялись над этим суеверием, а потом поехали в улицу Свердлова пожар в доме тушить. Перед выездом нельзя за руку прощаться, иначе встретишься в эту же смену на пожаре.

- Слышала, что пожарные иногда желают друг другу «сухих рукавов». Это что за шутка такая?

- Это не шутка, а серьезное пожелание, которое звучит всегда от души. Рукава - наши средства пожаротушения. Если они останутся к концу смены сухими, значит, пожаров за сутки не было.

- Прочитала недавно, что пожарный – одна из самых романтичных профессий. Вы с этим согласны?

- Единственная романтическая составляющая для меня, когда едешь на пожар, на машине работает сирена, маяки, мое сердце летит впереди. Больше романтизма в своей профессии я не вижу. Пожар – это всегда горе. Может, когда выйду на пенсию, оглянусь на все прожитые годы, что-то романтическое и найду в своей работе, но сейчас - нет.

Екатерина МАЙ

Фото начальника пресс-службы ГУ МЧС России по Костромской области Светланы ДЕРГУНОВОЙ.