Люди

Дипломат в короткой юбке

Печать

17 мая 2016 года

 

Женщина, которую мы часто видим на федеральных телеканалах. Официальный представитель МИД России Мария ЗАХАРОВА посетила Санкт-Петербург в рамках медиафорума Общероссийского народного фронта и выступила перед журналистами из регионов. Участвовавший в форуме корреспондент «КВ» тоже побывал на встрече с дипломатом, попытался понять, в чем секрет обаяния Захаровой, а в кулуарах взял у нее интервью.

 

захарова

Китайский выучила только за то

Едва войдя в зал, Мария сразу же произвела фурор. Дипломат появилась в короткой черной юбке, открывшей стройные ноги, в туфлях на длинной шпильке и в черной футболке с розовой надписью, с которой гармонировала розовая помада. Зато никаких украшений и колец на пальцах. Мужчины не отрывали глаз, женщины восхищенно перешептывались, а зал периодически взрывался аплодисментами.

Теперь понятно, почему немецкий журнал «Штерн» назвал дипломата «сексуальной, умной и исключительно уверенной в себе блондинкой», а итальянские СМИ – «новой русской суперженщиной». Сама Захарова относится к этому с юмором, но ведь ей действительно удалось продемонстрировать, как легко можно сочетать в себе женственность и красоту с успешностью.

- Марина Владимировна, расскажите о себе. Где вы родились, где учились?

- Вообще-то я персона скучная. Родилась в семье российских дипломатов, долгое время работавших в Пекине. В связи с этим детство прошло в столице КНР, благодаря чему довольно прилично владею китайским языком. В школе была прилежной ученицей, помню, что уже тогда мечтала стать дипломатом. Любимой телепередачей в юные годы была «Международная панорама», которая меня просто завораживала.

- У вас остались воспоминания о Китае?

- Это были 80-е годы прошлого века, и это был не тот Китай, который мы привыкли видеть сейчас - развивающийся, современный и понятный нам. Это был Китай закрытый, серый. Зимой там снега не было, Пекин вспоминаю как очень пыльный город. Все в каких-то сине-зеленых ватниках ездили на велосипедах. Автомобилей не было на улицах вообще. Моя мама очень интересовалась китайской народной культурой. И вот она брала фотоаппарат, брала меня, и мы часами бродили по улочкам, паркам и монастырям. Потом писала статьи, рассылала в журналы. Но печатали их редко, тогда Китай не казался интересной и перспективной страной.

 

Призвание - дипломат

Слушать ее всегда интересно, поскольку она не боится открыто высказывать свое мнение и поднимать действительно актуальные проблемы. Мария Захарова является одним из первых дипломатических деятелей России, которые в своей работе активно задействуют такую реалию нашего времени как соцсети. В Фейсбуке у нее 140 тысяч подписчиков, и это не только инструмент пропаганды, но и источник обратной связи.

- С выбором профессии были у вас затруднения?

- Абсолютно никаких. Родители отговаривали, но я, не задумываясь, поступила в Московский государственный институт международных отношений, который окончила в 1998 году, получив диплом журналиста-международника. Преддипломную практику проходила в российском посольстве в Пекине, а после получения диплома осталась работать в МИД РФ. В 2003 году стала кандидатом исторических наук, защитив диссертацию в Университете Дружбы народов.

- Какая тема диссертации?

- «Трансформация осмысления символики празднования традиционного Нового года в современном Китае. Последняя четверть XX века». Начала заниматься этой темой еще в МГИМО. Потом мои институтские наработки вылились в более основательный труд. Праздник Чуньзце – главный праздник всех китайцев, вне зависимости от места их проживания и политических взглядов. Пройдя через века, вобрав в себя многие традиции и обряды, трансформировавшись на современном этапе, он объединяет нацию на культурно-историческом уровне. Но вы меня останавливайте, я могу говорить об этом долго и страстно.

История успеха

Мария Захарова является одним из самых цитируемых дипломатов в России и известна своими «острыми» высказываниями в соцсетях. Марию нередко сравнивают с экс-спикером Госдепа США Джен Псаки, в недалеком прошлом высмеиваемую в России за нелепые комментарии и косноязычие. Да и внешность у Джен, мягко сказать, подкачала. За неформальность речи и умение преподнести дипломатическую информацию «живым» языком и в неординарной манере Захарову называют «Анти-Псаки». А уж ее большие голубые глаза…

- Мария Владимировна, есть такое понятие - «карьерный дипломат». Как складывалась ваша карьера в МИДе?

- Поначалу никак. Я очень хотела работать в Китае. Но в середине 90-х мест в Китае не было. Мне предложили редактировать «Дипломатический вестник», с этого я начинала свою работу в МИДе. В 2005-2008 годах была руководителем пресс-службы постоянного представительства России при ООН в Нью-Йорке, затем занимала различные должности в центральном аппарате министерства. В августе прошлого года назначена директором департамента информации и печати МИД России.

- Насколько мне известно, вы стали первой женщиной в этой должности. Чем занимается ваш департамент?

- Помимо прочих функций, таких как, например, аккредитация иностранных корреспондентов, занимается информационным сопровождением внешней политики России. То есть информированием общественности через СМИ и напрямую о российских подходах к ключевым международным событиям и внешнеполитическом курсе страны. Делаем это различными методами: пресс-релизы, заявления, пресс-конференции, брифинги, интервью, статьи, выступления перед общественностью и в СМИ, через социальные сети. Стараемся сочетать традиционные формы информационной работы с новыми. Пытаемся быть эффективными, а это требует постоянного самосовершенствования.

- Кто для вас образец дипломата? Журналиста?

- Евгений Максимович Примаков. Он очень много сделал для восстановления престижа российской дипломатии. Если же говорить о журналистике, то это известный журналист-международник, автор книг о Китае Владимир Куликов.

 

Мир глазами Марии

Мои попытки перевести разговор на семью и личную жизнь телезвезды-дипломата не увенчались успехом. Но и у других журналистов получалось не больше. Захарова от этих вопросов тактично уходит.

- Вы любите путешествовать?

- Лежание на пляже и шопинг – это не мое. По нашей стране много путешествовала, за рубежом. В Диснейленд точно не поеду, потому что еще не показала своей дочери достопримечательности России, такие, например, как Петергоф. В 90-е годы прошлого века, когда месяцами не платили и без того маленькую зарплату дипломатам, мама решила показать мне Париж. Она была убеждена, что ребенок, прочитавший много произведений, сюжетные линии которые теряются во французских улочках и замках, должен увидеть собор Парижской Богоматери, Лувр, Эйфелеву башню, Монмартр. У нас не было больших денег, поэтому в дорогу мы купили рюкзак плавленых сырков и хлеба. Мы ехали в Париж, чтобы прикоснуться к сокровищнице мировой культуры. Я благодарна маме, что, несмотря на скромные финансовые возможности нашей семьи, она прививала во мне тягу к искусству, к прекрасному.

- Куда бы поехали отдыхать?

- Недавно смогла посетить Крым и осталась очень довольна, волшебные по красоте места. А вот куда точно не поеду, так это в Турцию. И не потому что у нас, дипломатических работников, есть какие-то инструкции на этот счет или запреты. Я через свое сердце пропустила трагедию в небе над Сирией с нашими летчиками. Убили наших соотечественников, у которых были родные и близкие. Убили цинично, хладнокровно, спланированно. Никаких извинений от турецкой стороны так и не последовало. Для меня то, что произошло в ноябре, было потрясением.

 

Такая политика нам не нужна

Она хорошо относится к критике в свой адрес и в адрес своего ведомства. Но это должно быть обоснованно, по делу. А нападки на страну, на народ встречают у нее гневную отповедь, бурю эмоций.

- Санкции, постоянные информационные атаки против России – где причина всего этого?

- Проработав три года в Штатах, я поняла: в Америке и вообще на Западе внедрена и применяется на практике политика «no good news from Russia» - «отсутствие хороших новостей о России». И это ключевой момент для понимания информационной истории.

За эти годы из описывающих нашу нормальную жизнь были сообщения о гастролях Большого театра, выставке в музее Гуггенхайма. И это все. Остальное - теракты, коррупция, преступность. Или какой-то трэш наподобие ролика с Ю-туба, показанного на канале CNN о женщине, живущей в квартире с 250 кошками. Пример быта обычного россиянина.

- И еще двойные стандарты…

- Именно так. Все слышали имя наводчицы Савченко. Но мало кто вспоминает погибших на Украине журналистов Игоря Корнелюка и Антона Волошина. При этом заметьте, ни Госдеп, ни МИДы всех стран, ни Парламентская ассамблея, которые всегда под лупой рассматривают убийства журналистов, не сказали про них ничего. Вы хоть раз слышали требования по расследованию убийства Корнелюка и Волошина? Я видела только один доклад, где через запятую среди прочих было упоминание о них. И все это на фоне того, что все эти структуры твердят о невиновности Савченко. Почему те, кто постоянно следит за соблюдением прав и свободы СМИ, ни разу не адресовали вопрос к Киеву о ходе расследования убийств российских журналистов?

… Благодарю собеседницу. Было приятно общаться, я оценил ее откровенность, еще раз убедился, что красота – страшная сила. Вот такая она, Мария Захарова, дипломат на шпильках, ставшая за короткий срок медийным лицом российской внешней политики; женщина, которая нас еще не раз удивит.

Сергей ЛАВРЕНТЬЕВ