Люди

Счастье быть воспитателем

Печать

15 марта 2016 года

 

Елена МЕТЕЛЬКОВА свою жизнь посвятила педагогике. В детский сад №75 она пришла работать практически сразу после института. Юная девушка с энтузиазмом взялась за работу и быстро завоевала уважение среди коллег и искреннюю любовь воспитанников. А в 1997 году стала лауреатом первого городского конкурса «Лучший педагог-дошкольник года».

воспитатель

Доброта превыше всего

- Елена Васильевна, у вас за плечами огромный опыт работы с детьми. Сложно ли быть педагогом?

- Честно говоря, нелегко. Педагог всегда должен «держать марку». Даже если дома неприятности, или просто нет настроения, к маленькому человеку нужно приходить с улыбкой. Дети растут на примере родителей и, конечно, воспитателей, с которыми находятся практически целый день. Если воспитатели ответственно подходят к работе, то и ребенок будет гармонично развиваться, и родители будут довольны.

- Какими качествами должен обладать современный воспитатель, чтобы быть авторитетом для детей и родителей?

- В первую очередь, воспитатель должен быть добрым. Пусть времена меняются, но доброта всегда будет превыше всего. Родителям важно, чтобы в садике к их ребенку относились внимательно, с должной заботой. Важную роль играют аккуратность и внешний вид педагога. Дети замечают все до мельчайших деталей: какое сегодня платье на мне, колечко на руке, украшение в волосах. И часто подражают любимому воспитателю дома.

- Что посоветуете выпускницам педагогических колледжей и вузов?

- К сожалению, не все выпускники хотят работать в детском саду или школе. Многие учатся лишь для получения диплома. Если чувствуете тягу к профессии, учитесь, развивайтесь, работайте. Нет любви к детям, уходите из профессии, ищите себя в чем-то другом.

Волею судьбы

- Как вы пришли в профессию и почему решили стать воспитателем?

- Я родилась в учительской семье. Мама преподавала математику, отец - историю. Домашние педсоветы, конечно, угнетали, но после окончания школы поступила в Ярославский педагогический университет. Некоторое время работала в красносельской школе.

- Свой первый урок помните?

- Помню, что была я в то время очень худенькой и терялась среди старшеклассников. Они не воспринимали меня всерьез. Но старшие коллеги быстро помогли мне освоиться. Вскоре я уже чувствовала себя уверенно и даже водила своих учеников в походы с ночевкой.

- Из учителей почему ушли?

- Воспитателем пришлось устроиться, когда дочке пришло время идти в детский сад. И сегодня с уверенностью могу сказать: это судьба.

К природе тянется душа

- Вы уже почти 30 лет работаете в детском саду. Не было желания сменить род деятельности?

- Я очень люблю свою работу. В коллективе созданы все условия для творческого развития педагогов. Инициатива приветствуется. А в чем-то новом себя можно пробовать и в стенах детского сада. Живой уголок, где мы с вами беседуем, стал для меня, можно сказать, рабочим кабинетом. И сейчас я не воспитатель, а педагог-организатор по экологическому воспитанию.

- Живой уголок для деток, наверное, излюбленное место.

- Детям очень нравится работать с землей, ухаживать за животными. В кабинете много зелени, растений, цветов. У малышей и глазки отдыхают, и душа.

- Сейчас есть много авторских программ, методик, инновационных подходов к воспитанию ребенка. А какие из них ближе всего вам?

- Я занимаюсь с детьми по краеведческой программе «Юный костромич», соавтором которой являюсь. Более 20 лет я нарабатывала краеведческий материал, из него составлен большой раздел «Природа земли костромской». В рамках этого проекта мы знакомим детей с природой родного края.

Ни дня без творчества

- Часто родителям и с одним ребенком справиться трудно, а вы находите общий язык с целой гвардией ребятишек. Как вам это удается?

- Главное ребенка заинтересовать. Если дети заняты, шалить некогда. Когда ребята не на занятиях они с удовольствием играют в дидактические игры, смотрят познавательные фильмы, осваивают трудовые труда.

- Нынешние дошколята, какие они?

- Сейчас дети более раскованные, у них множество творческих идей. Современный стиль жизни диктует свои правила. Мы должны поддерживать творческую жилку в ребенке, находить к каждому подход и стараться не подавлять инициативу.

- А родители?

- Родители больше заняты обеспечением финансового благополучия семьи. Но зато они очень отзывчивые и всегда во всем помогают, будь то конкурсы поделок, акции, субботники.

- Как вы развиваете в детях творческое начало?

- Мое направление работы больше относится к познанию. Творчеством мы занимаемся, когда выполняем какие-то задания по природоведению, краеведению. После экскурсий ребята рисуют, сочиняют небольшие рассказы. Мне очень нравится экспериментировать, проводить с детьми опыты и наблюдения. В кружке «Почемучки», к примеру, мы знакомимся с интересными фактами природы, изучаем природные явления на практике.

«Возделывать» будущее

- Знаю, что у вас много новых проектов. Расскажите о самых значимых.

- Ежегодно мы реализуем проект «Посмотри как хорош тот район, где ты живешь». Знакомим ребят с социальными учреждениями Давыдовских микрорайонов: школами, аптеками, медицинскими учреждениями, секциями дополнительного образования. В теплое время года ходим в походы в парк Победы. Не забываем и об экологических проблемах. И если видим по пути мусор, поломанные деревья, приучаем детей заботиться о чистоте своего района. В рамках проекта «Украсим детский сад цветами» ребята даже помогают рассаду выращивать.

- Родители ваших воспитанников рассказывают, что вы и на экскурсии выезжаете.

- Экскурсии входят в проект «Социум родного края — ступенька в большой мир». Он направлен на воспитание патриотов родного края. Мы посещаем овощное хозяйство «Высоковское», Сумароковскую лосеферму, музей льна и бересты, льняную мануфактуру, Костромской зоопарк и другие интересные места.

- С какими трудностями сталкивается педагог детского сада?

- Если воспитатель любит свою работу, трудно ему не будет. Главное — научиться воспринимать все новое, адекватно относиться к критике, понимать и исправлять свои ошибки. Сейчас созданы все условия для комфортной работы. И если человек творческий, он сможет себя проявить. Хорошей мотивацией для воспитателей служит традиционный городской конкурс «Педагог-дошкольник года».

- 20 лет назад вы стали его победителем. Что изменилось за это время?

- Конкурс стал более динамичным. Сейчас конкурсантки кроме самопрезентации и проведения занятий с детьми организуют мастер-классы, пишут эссе, показывают фильмы о своей работе, защищают свою концепцию. Но, как и прежде, их объединяет стремление показать, что работа с детьми — чрезвычайно важна и нужна. А быть воспитателем — это счастье каждый день встречаться с будущим, любить, понимать и «возделывать» это будущее.

Ольга ТАТАРИНОВА

Фото Николая Новикова