Люди

Алексей Сорокин: В Костроме я научился шить

Печать

15 сентября 2015 года

 

Если говорят о российской моде, то в первую очередь называют Славу Зайцева и Валентина Юдашкина. Но за рубежом на слуху другие имена, подросло молодое поколение дизайнеров, которое в чем-то уже опережает признанных мэтров. Так, на недавних неделях высокой моды в Нью-Йорке большой интерес вызвали коллекции Алексея СОРОКИНА. Он живет и работает в Санкт-Петербурге, но жизненный и творческий путь его начинался на костромской земле. Алексей с удовольствием пришел в редакцию «КВ»  и ответил на наши вопросы.

Алексей Сорокин

Об одноразовых платьях и Жане Бодрийяре

А до Нью-Йорка была питерский показ «Aurora Fashion Week», где коллекция Алексея Сорокина стала одной из самых обсуждаемых. Публику удивили космические платья-коконы, стилизованные крылья бабочек, мини-платья с жесткими ребрами внутри и невероятно высокие туфли на платформе. Заинтриговали и необычные материалы: шелк с полиуретановым покрытием, кожа рыб и рептилий. У автора свой почерк, он любит играть с объемами, применяет архитектурный крой. То есть, Сорокин – художник авангардный и за всем этим не просто прихоть, а определенная философия. По словам самого дизайнера, его платья - это вещи на один раз, задуманные для одного яркого выхода.

- Алексей, у вас довольно интересное и необычное видение моды. Что вы вкладываете в понятие «мода» и в чем заключается идея вашего бренда Homo Consommatus?

- В переводе с латинского это «Человек потребляющий». Современное общество потребления научило человека не искать привязок к каким-то предметам: гаджеты устаревают через год, смысл фильма испаряется из головы сразу после выхода из кинозала, практически любая вещь выходит из моды через сезон. Современный человек не имеет рамок потребления, мир действительно перенасыщен товарами. Мода для меня является абсолютным примером структуры потребления. Девушки в моих платьях ярко заявляют о себе, появляясь на публике, и так же ярко исчезают. Не нужно мыслить шаблонно, не нужно привязываться к какому-нибудь наряду слишком сильно, одежда должна быть одноразовой. Таковы законы времени и концепция бренда.

- Откуда у вас такое видение?

- На меня большое влияние оказала западноевропейская культура, особенно философия и социология, мне интересны процессы и их объяснение. Цикличность, о которой говорил Жан Бодрийяр, очень близка миру моды, где устаревшую коллекцию сменяет новая. Своей одеждой я хочу показать эту диалектику, отразить весь цикл, от зарождения до гибели.

- Чем вы занимаетесь сейчас?

- У меня своя студия. Я делаю там сезонные коллекции. Отправляю их каждый год в международные шоу-румы: в Лондон, Нью-Йорк, Париж. Продвижением моих вещей занимается лондонское агентство. Своего магазина или бутика у меня нет, и такой цели я пока не ставлю, вещи с моей маркой успешно продаются в мультибрендовых бутиках в  США, Германии, Франции. Кроме того, сотрудничаю с Мариинским театром в Санкт-Петербурге и DANZ theater в Берлине.

- Вы сами по себе или под вашим руководством коллектив?

- Есть небольшой штат постоянных сотрудников, и еще люди, которые привлекаются по мере необходимости. Своих моделей у меня нет. На показы их предоставляют агентства. Так как мода очень переменчива, то в одном сезоне у тебя модели одни, на следующий год другие, еще через год – третьи. Они должны подходить по образу коллекции, по настроению.


Завоевать столицу

- Расскажите немного о себе. Легко ли стать дизайнером, если ты живешь не в столице?

- Родился я в Судиславле в 1983 году. Семья обычная, родители – рабочие. Учился в школе, одновременно посещал художественную школу. Затем в 2001 году поступил в Костромской технологический университет на специальность «дизайн костюма». Это был мой осознанный выбор. Рисовать я умел, шить и моделировать одежду - нет, но мне захотелось узнать и это. «Дизайн» была тогда новая специальность, всего второй набор в университете. Мне нравилось учиться, и три года я провел в КГТУ. Параллельно участвовал в профессиональных конкурсах, ездил в Москву и Санкт-Петербург, отсылал свои работы. Знаковым для меня оказался конкурс «Русский силуэт» в Питере в 2004 году. Он проходил в академии имени Штиглица, это бывшее Мухинское училище, в просторечии «Муха». Я познакомился там с преподавателями кафедры дизайна одежды. И понял, что хочу продолжать свое образование там. В академии пошли навстречу, увидев мое большое желание. Так я стал учиться в Санкт-Петербурге. Но Кострома дала мне многое в техническом плане, шить я научился здесь, Питер больше повлиял в плане художественном. Дизайнер должен знать технологию, а для этого поработать с иголкой и ниткой, посидеть за швейной машинкой, почувствовать материалы. В КГТУ я всему этому научился.

- Что было после получения диплома?

- Еще будучи студентом, я параллельно работал, набирался опыта в фэшн-бизнесе. В бутиках Bosco работал продавцом, занимался мерчендайзингом, изучал рынок. Дальше складывалось так, что прошел еще год, прежде чем я начал работать на себя. Свои коллекции я начал делать с 2009 года, а первую из них показал на Неделе моды в Санкт-Петербурге «Aurora fashion week».

- Кто у нас сейчас законодатель моды – Питер или Москва?

- И там, и там есть свои достижения, интересные идеи, коллекции. Ведущие дизайнеры сосредоточены в этих двух городах. Много людей занимаются дизайном и в провинции, но моду все же диктуют Москва и Питер.

- Мир моды - конкурентная среда, все ниши захвачены. И вдруг откуда-то из провинции является молодой дизайнер и тоже претендует на внимание. Пробиться в мире моды трудно? Что было на первом месте – талант, труд или удача?

- Давно ни для кого не секрет, что талант – это малая составляющая успеха. Так же и в фэшн-бизнесе. Нужен огромный труд, самоотдача.

- Очень уж просто все у вас.

- Но оно и в самом деле так. Просто многие хотят, но мало кто делает. У меня было желание, я много работал. Я знал рычаги, на которые нужно нажимать, если ты хочешь продвигаться в этой сфере. Зачастую люди об этом не знают, у них нет такой информации.

- Значит, рецепт успеха – много работать?

- Именно так. А еще общаться с людьми, которые в этой сфере. Понимать, что ты хочешь, свою конечную цель. Или ты хочешь работать для масс-маркет, или у тебя амбиции на уровне собственного ателье, или еще что-то. У многих даже такого понимания нет. Вспоминаю многих своих сокурсников, они получили дипломы, но не понимали, зачем и для чего учились.

- Вот у человека вроде бы все качества – и талант, и трудолюбие, работает по 24 часа в сутки, но успех проходит мимо. Что делать?

- Нужно еще и самому уметь предложить себя. Словом, то, что называется раскрутка, пиар.

Что нам твердит изменчивая мода

Какие все-таки это разные миры: высокая мода и провинциальный Судиславль с его разговорами о дровах, картошке. Но Сорокин не считает, что оторвался от корней, ему дорого и то, и другое. Он повидал мир, сотрудничал с известными людьми из шоу-бизнеса, его хорошо знают в модных домах Европы и США. Но и дома он не чужой, в общении прост, без всяких столичных вывертов.

- Алексей, после академии вы продолжали свое образование дальше?

- К сожалению, у меня не было такой финансовой возможности. Но уже во время учебы я ездил за границу. Например, в 2007 году на защиту дипломов в лондонский колледж Сен-Мартен, это мне многое дало. Из этого колледжа вышли многие именитые дизайнеры. В тот год выпускался мой хороший знакомый, он меня пригласил. Сейчас он очень успешный человек в мире моды.

- Такое образование дает преимущество?

- Да, это уже другой статус. Но выпускники престижных учебных заведений за рубежом сталкиваются с теми же проблемами, что и окончившие вузы в России. А именно: что делать дальше, заметят тебя или не заметят?

- Вы теперь питерский житель, успешный дизайнер. Как это отразилось на вашем образе жизни: есть навороченная машина и прочие атрибуты успеха? Не на маршрутке же вы ездите и не на метро…

- Ну почему же, я спокойно езжу и на метро, и на такси. Хожу много пешком, это мне удобно, так как я живу в центре города, и студия тоже находится в центре.

- За границей часто бываете?

- Да, в последний раз я был весной этого года в Нью-Йорке, а вообще был во всех мировых центрах моды: Париже, Милане, Лондоне. Этого требует работа: смотреть работы мастеров, общаться, завязывать контакты. Чтобы понимать мир моды и вдохновляться, надо обязательно ездить.

- Бываете ли на малой родине?

- Да, в  Судиславль приезжаю каждый год, навещаю родных, знакомых. Захожу к преподавателю художественной школы Екатерине Павловне Тихомировой. Это человек, который мне очень многое дал в смысле развития, поэтому очень ценю ее советы.

- Какие у вас планы?

- Пока мне интересна мода, я для себя больше ничего не вижу. Я люблю ее за многогранность, за то, что она стоит на пересечении всех творческих направлений. Мода может связать многое: одежду, музыку, кино. А главное, несмотря на свою коммерческую направленность, мода затрагивает сложные и важные темы, привлекает к ним внимание.

- Спасибо, Алексей, за интересную беседу. Успехов вам на выбранном пути; надеюсь, что мы еще не раз услышим о вас.

Евгений НИКИТИН