Люди

Дом, где живет искусство

Печать

23 августа 2022 года

 

В начале 2022 года в Москве открылся новый филиал Третьяковской галереи, музей Павла и Сергея Третьяковых. Заведующая музеем Маргарита КОРНИЛИНА, узнав, что корреспондент «КВ» специально приехал из Костромы, сама провела для него экскурсию и ответила на вопросы.

 

Старые стены

- Маргарита Михайловна, с Костромой вас многое связывает, и об этом мы еще поговорим. Пока же скажите: какова главная идея музея?

- Это не совсем традиционный дом-музей в привычном для нас понимании. Дело в том, что братья Третьяковы здесь жили, но совсем недолго. Они были детьми, когда уехали из этого здания. И о том, как они здесь жили, мы ничего не знаем, не сохранилось никаких свидетельств. После переезда из этого дома, Третьяковы сделали его доходным, сдавали квартиры внаем.

- Как использовали здание в советское время?

- До 1970-х годов здесь были коммунальные квартиры. Затем дом была расселен, тогда же прозвучала идея о создании музея. В 1978 году здание было передано в пользование Третьяковской галереи, но в силу разных обстоятельств проект не был реализован. Когда в 2015 году вплотную подошли к организации музея, здание находилось в плачевном состоянии. Пришлось провести полный комплекс реставрационных работ.

- То есть, возможности воссоздать жилую обстановку дома у вас не было?

- Поэтому мы создали музей, который бы полно и интересно рассказывал о родных и друзьях Третьяковых, их семейном бизнесе и коллекционировании, предпочтениях, увлечениях и характерах. Обстановка и внутреннее убранство не сохранились, но первый этаж дома, построенный в конце XVIII – начале XIX века из красного и бурого кирпича, тоже может многое рассказать.

- Каким образом?

- Реставраторы, работавшие над проектом музея, постарались сделать максимально доступными для посетителей элементы сохранившейся архитектуры. Например, на некоторых кирпичах сохранились клейма, которые можно рассмотреть во входной зоне. Для этого одну из стен не стали штукатурить и красить, а законсервировали, обработав специальным составом. В этом же зале есть стеклянный пол, демонстрирующий археологический шурф. Он позволяет увидеть фундамент здания, выполненный арками и достигающий трех метров в глубину.

- Да, посетители даже отшатываются, опасаясь упасть вниз…

- Бояться нечего, это специальное, особо прочное стекло. Второй этаж дома в XIX веке был деревянным, до наших дней не сохранился, поэтому был восстановлен с внимательным отношением к деталям. На основании реставрационных и архивных исследований воссозданы печи, потолочные карнизы и розетки, двери. Вместе все элементы создают уютную атмосферу некогда жилого пространства, передают пропорции и ритм дома XIX века.

 

Взгляд в прошлое

- Теперь хочется поговорить об экспонатах...

- На первом этаже находится мультимедийная экспозиция, она состоит из трех залов. Первый зал «Семейный альбом» рассказывает о родных и близких Павла и Сергея Третьяковых. Павел был женат на Вере Николаевне Мамонтовой. Знаменитый Савва Мамонтов, основатель Абрамцевского кружка, приходился ей двоюродным братом. В семье Павла Михайловича и Веры Николаевны было шестеро детей, четыре дочери и два сына. Дочери прожили разные, наполненные горестями и радостями жизни. Именно благодаря им сохранились дневники, письма, воспоминания, богатый документальный архив семьи, который сегодня хранится в Третьяковской галерее.

- А чему посвящен фильм, проецирующийся на стене зала?

- Он помогает выстроить связи Третьяковых со знаменитыми купеческими семьями Мамонтовых и Боткиных, выдающимися личностями XIX века, такими, как Петр Чайковский и Константин Станиславский, с которыми Третьяковы были дружны. Интерактивный стол позволяет ближе познакомиться с родителями, женами, детьми и внуками Павла и Сергея Третьяковых. Расположившись за столом, можно выбрать и полистать семейные альбомы, посвященные дочерям и сыновьям Павла Третьякова.

- Братья были коллекционерами и меценатами, но и деловыми людьми тоже, иначе они не смогли бы позволить себе покупать предметы искусства. Это как-то отражено в музейной экспозиции?

- Павел и Сергей Третьяковы были компаньонами, деловыми партнерами. Им принадлежала льняная мануфактура в Костроме, на которой изготавливались пряжа и ткани высшего качества. В центре зала демонстрируется фильм, рассказывающий об истории текстильной промышленности в России и том месте, которое занимала в нем мануфактура Третьяковых. Под проекцией фильма размещены ящики, в которых находятся подлинные ткани, изготовленные на Костромской мануфактуре. Они были любезно предоставлены музеем НКЛМ. Сего директором Виктором Афанасиным у нас очень тесные связи, мы не раз бывали у него в гостях, он очень помог в формировании экспозиции.

- И вот мы переходим в последний зал первого этажа. О чем он рассказывает?

- Об истории формирования коллекций Павла и Сергея Третьяковых и строительстве здания знаменитой галереи. В 1851 году Третьяковы приобрели дом в Лаврушинском переулке, который в будущем превратился в музей. Первую картину русского художника Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами» Павел Третьяков приобрел в 1856 году. А всего четыре года спустя он составил завещание, в котором выразил желание создать в Москве общедоступный музей русского искусства. Собрание Павла Третьякова пополнялось на протяжении всей его жизни.

- А какова была роль Сергея Михайловича?

- Младший брат оказывал всяческое содействие. Например, в 1874 году, когда Павел Третьяков намеревался купить туркестанскую серию картин Василия Верещагина (художник отказывался продавать работы по отдельности), Сергей Михайлович взял на себя значительную часть переговоров о покупке и выделил часть средств. Для Павла Третьякова заявленная художником сумма в 92 тысячи рублей была слишком высокой.

- Они были настолько увлечены искусством?

- Сам Сергей Третьяков начал покупать живопись начиная с 1870-х годов и отдавал предпочтение западному искусству. Но в его коллекции были работы и русских художников. С конструкцией «Лента времени», расположенной в зале, посетитель может взаимодействовать, перемещая экран по точкам, отмеченным на стекле, они соответствуют десятилетиям второй половины XIX века. При перемещении на экране отражаются события, происходящие в разные отрезки времени и затрагивающие историю Третьяковской галереи, а также культурную жизнь России и Европы. Это позволяет погрузиться в контекст эпохи, понять, какие события сопровождали главные покупки Третьяковых. На стекле конструкции схематично отражен рост здания Третьяковской галереи от покупки семейного дома до сегодняшнего дня, когда галерея стала музеем с мировым именем.

 

Продолжение следует

- Мы тем временем уже переместились на второй этаж. Что увидят посетители, пройдя по анфиладе залов и комнат?

- Здесь представлены подлинные вещи и произведения искусства, принадлежавшие Павлу и Сергею Третьяковым. Главной задачей музея было отойти от типологических вещей, предметов эпохи, никак не связанных с братьями. Поэтому все вещи в экспозиции происходят из семьи или коллекции Третьяковых.

- На что порекомендуете обратить внимание?

- Мы воссоздали кабинеты братьев. Они отражают характеры Третьяковых: светский, не чуждый модным веяньям, обладающий тонким вкусом Сергей, и сдержанный, строгий к себе и окружающим Павел. Вместе с тем, наличие в музее кабинетов подчеркивает статус братьев. Они были, в первую очередь, деловыми людьми, предпринимателями, благотворителями, выдающимися коллекционерами. Большая часть их жизни была отдана труду на благо дела и общества.

- Чем характерен кабинет Павла Михайловича?

- Он получился менее парадным, чем у его брата и более личным. Кое-что из обстановки удалось воссоздать детально. Массивная чернильница на столе из металлического сплава с посеребрением, часы на тумбе из красного дерева и другие предметы кабинетной обстановки, которые можно видеть в экспозиции, были изготовлены в период с 1868 по 1879 годы известными парижскими мастерами.

- И вот, наконец, зал с живописными полотнами. Кто здесь представлен?

- Произведения как русских, так и зарубежных живописцев, расположенные на двух противоположных стенах. Из коллекции Павла Третьякова это, например, величественная «Богоматерь с младенцем» Алексея Максимова. Картина заняла одно из центральных мест в экспозиции. Здесь же картина Алексея Боголюбова «Ипатьевский монастырь близ Костромы». На месте, изображенном на картине, в 1866 будет построена основанная Третьяковыми Новая Костромская льняная мануфактура.

- Замечательная картина, думаю, костромские любители искусства и истории только из-за нее должны посетить ваш музей. А у меня, Маргарита Михайловна, завершающий вопрос: какие планы на будущее у музея Третьяковых?

- Пока мы просто открыты для публики. Проводятся тематические экскурсии, представлены образовательные программы, в которых мы рассказываем не только о самих Третьяковых, но и о культурно-художественном контексте эпохи, в которую они жили. Это история культуры и искусства XIX века, история художественного рынка, на который Третьяковы очень сильно повлияли. И, конечно, музей будет заниматься научной деятельностью – большое количество архивных материалов еще ждет осмысления и, возможно, нового прочтения.

Записал Сергей ЛАВРЕНТЬЕВ