Люди

«Мы вместе» в мире профессий

Печать

9 августа 2022 года

 

Нередко, получив профессию, «вчерашние» студенты сталкиваются с проблемами трудоустройства. Отсутствие опыта работы, трудности с самодисциплиной, неудачный опыт сотрудничества с недобросовестными работодателями – все это заставляет молодых специалистов усомниться в своих силах. Особенно сложно найти работу выпускникам детских домов и ребятам с особенностями развития. Вот уже четыре года в рамках проекта «Я в мире профессий» под свое крыло их берет благотворительный фонд «Мы вместе». Мы поговорили с его руководителем Яной Архиповой.

 

Куда пойти работать?

- Яна, расскажите о том, как вы взаимодействуете с ребятами.

 - У нас существует и постоянно развивается несколько направлений в работе с нашими подопечными. Одно из них – профориентация и помощь в трудоустройстве. По данному направлению мы работаем с 2018 года. Предпосылкой стала тревожная тенденция: ребята оканчивали колледжи и техникумы, выпускались из детских домов, но вот с работой у них не ладилось.

 - С чем это связано?

 - Не секрет, что молодежь в принципе довольно часто сталкивается с проблемами трудоустройства. Работодатели зачастую отдают предпочтение кандидатам на вакансию с опытом работы. Но если у детей, выросших в полноценных семьях, есть возможность пробовать, ошибаться, переждать годик, зная, что родители всегда поддержат, у выпускников детских домов такого преимущества нет. К моменту окончания учебных заведений у многих уже появляются квартиры, за которые нужно платить. Кроме того, нужно себя полностью обеспечивать. Следовательно, без постоянной работы не выжить. Часто такие ребята влезают в долги, коммунальные платежи месяцами копятся, отчаяние растет.

Помимо этого, мы поняли, что многие не могут правильно оценить свои способности и возможности, выбрать нужное направление, и на пути трудоустройства совершают множество ошибок. Вместе с ними обзванивать потенциальных работодателей было недостаточно, возникла необходимость системного подхода к решению проблемы. Так мы пришли к проекту «Я в мире профессий».

 - Как он развивался в Костромской области?

 - Прежде всего, хочется поблагодарить московский фонд «Хранители детства», который в 2018 году поделился с нами технологией работы с данной категорией ребят. С 2019 года мы начали по ней работать. Набрали группу молодых людей из числа старшеклассников, проживающих в детских домах, и учащихся техникумов и стали поэтапно знакомить их с миром профессий. С сентября по май дружная группа под руководством координатора при поддержке наставников участвовала в мероприятиях, тренингах и мастер-классах, ходила на экскурсии по предприятиям города. Мы учили ребят, как правильно составить резюме, подготовиться к собеседованию, как отличить недобросовестных работодателей и многое другое. В начале лета часть ребят отправилась на стажировку к нашим партнерам – в известные компании Костромы.

Ключевой момент проекта заключается в переходе от теории – к практике. И чем раньше подросток в эту рабочую атмосферу погрузиться, тем лучше. С 2020 года, благодаря тесному сотрудничеству и обучению у фонда «Навстречу переменам», мы сильно продвинулись в сфере оценки социального эффекта нашего проекта и теперь можем отслеживать его результаты.

 - Какой отклик пилотный проект нашел у ребят?

 - Мы сразу осознали его эффективность.На экскурсии и мастер-классы наши подопечные ходили с горящими глазами. Важно, что о профессиях и тонкостях той или иной работы нашим подопечным рассказывали люди, искренне влюбленные в свое дело. У некоторых ребят было ошибочное мнение, что любая работа – это каторга и человек редко занимается любимым делом. Наши партнеры на своем примере доказали, что работу можно и нужно любить. А мир профессий настолько многообразен, что обязательно найдется дело по душе.

При стажировке дополнительной мотивацией для участников проекта было трудоустройство по закону. Ребята осознали преимущества официального трудоустройства в стабильные компании с «белой» зарплатой.

 - Сталкивались ли вы с проблемными моментами на практике?

 - У некоторых ребят проблема была в том, что они воспринимали руководителя предприятия, как воспитателя в детском доме. К примеру, могли подойти и запросто попросить зарплату раньше срока. Или регулярно на работу опаздывали. Поскольку мы всегда на связи с нашими партнерами, была возможность объяснить ребятам, что так делать не принято, что они здесь на равных со всеми условиях. Это была хорошая школа самодисциплины. Еще один важный момент – умение работать в команде, общаться с людьми разными по статусу: коллегами и руководством. Всему этому наши подопечные учились на собственном опыте.

Кроме того, оказалось, что далеко не каждый изначально правильно понял свое призвание. Одну девушку с педагогическим образованием устроили на работу в частный детский сад. В итоге, она поняла, что это не ее профессия. И мы вместе порадовались, что она вовремя это осознала.

Доброе сотрудничество

 - Всегда ли работодатели идут на трудоустройство ребят-сирот и с особенностями развития?

 - С каждым годом у нашего фонда появляется все больше партнеров (среди них крупные и уважаемые компании города), которые идут нам на встречу. Есть много позитивных примеров успешного трудоустройства участников проекта. К примеру, в прошлом году удалось изменить судьбу юного выпускника коррекционной школы. У него проблемы с коммуникацией: крайне сложно найти контакт с новыми людьми. В какой-то момент увидели, что он постоянно просит деньги в долг – оказалось, что его зарплата в том месте, где на тот момент он работал, едва покрывает расходы на проезд. Взяли в проект. Координатор через партнеров устроил его грузчиком в дружный коллектив с официальной регулярной зарплатой. К всеобщей радости, наш мальчик там прижился, по сей день работает и очень доволен. Мы за него спокойны.

 - В этом году ваш проект поддержал Фонд президентских грантов. Поделитесь планами его реализации.

 - Проект, как и прежде, будет реализован в Костроме и Иваново, а в этом году впервые еще и в Кирове. Стартуем первого сентября. До мая 2023 года по проекту предусмотрена теоретическая часть: беседы, мастер-классы, экскурсии на предприятия. С июня начнутся стажировки. Раньше проект заканчивался в августе большим итоговым торжественным мероприятием. В этот раз включили новый этап. Как показывает практика фонда, для отработки навыков участникам проекта необходимо сопровождение и после стажировок. Поэтому по результатам стажировок мы проведем девять встреч с корпоративными наставниками, где у участников будет возможность «проработать» наиболее типичные ошибки при трудоустройстве. Финальное мероприятие проекта запланировано на ноябрь 2023 года.

Мы благодарны нашим партнерам и фондам, которые нас поддерживают.

 

 - Какие ребята становятся участниками проекта: перспективные и успешные выпускники школ, или, напротив, повзрослевшие дети, которым нужна особая поддержка и внимание?

 - Ребята идут в проект по собственному желанию. Наш координатор делает презентацию перед целевыми аудиториями, и желающие вступить в проект, записываются. Чаще всего инициативу проявляют мотивированные ребята, или же молодые люди, которые, как вы заметили, ощущают необходимость в поддержке и сопровождении. Как правило, участникам в проекте нравится. Помимо занятий мы всегда находим время для чаепития, неформального общения, обмена опытом.

 - В каких профессиях участники проекта успешно реализуют себя?

 - В большинстве случаев это востребованные рабочие профессии:сфера строительства и услуг, косметология, дизайн, флористика. Мы открыты к сотрудничеству с предприятиями и компаниями Костромы и всегда рады новым партнерам, которые готовы пригласить нас на экскурсии и стать участниками нашего проекта.

Ольга ТАТАРИНОВА