Люди

Михаил Галушко: Третьяков – душа России

Печать

2 августа 2022 года

 

Двадцать второго июля в Костроме был торжественно открыт памятник легендарному купцу, меценату, основателю Третьяковской галереи Павлу Третьякову. Его автор скульптор, художник по металлу, камню, дереву, гравер, ювелир и фотохудожник Михаил Галушко о своем детище говорит с любовью и трепетом. Для него это не только ответственный проект, на воплощение которого ушло несколько месяцев напряженной работы, но и возможность выразить сердечную благодарность городу, который стал его второй родиной.

Школа жизни

- Михаил Викторович, расскажите о своей малой родине.

- Родился я в Кабардино-Балкарии, в городе Нальчике. Это красивый горный край, где живут прекрасные, смелые, гордые люди. Недавно узнал примечательный факт о том, что мой родной Нальчик в годы Великой Отечественной войны после несколько месяцев оккупации, был освобожден с участием подразделений, сформированных в Костроме в первые дни войны.  Из немецких документов стало известно, что семья моего деда, ушедшего на фронт, была включена в расстрельные списки и, возможно, благодаря солдатам-костромичам моя мама осталась жива.

- Каким было ваше детство?

- Я рос в атмосфере любви, самого разного творчества и труда. Мама работала воспитателем в детском саду. И мы, дети сотрудников, помогали в подготовке занятий, проведении праздников, изготовлении дидактического материала для плановых занятий. Сообща организовывали игры, конкурсы, проводили театральные постановки. Кроме того, помогали ухаживать за территорией. Расписывали на участках веранды, горки, качели, бассейны, подметали дорожки. Еще в мои обязанности входила заготовка сена для наших домашних животных.

Значимое место в моей жизни заняла художественная школа. У меня был прекрасный педагог Георгий Александрович Цаллагов. Позже повезло учиться у него и моим сыновьям. Уроки рисунка, живописи или различных прикладных направлений он всегда дополнял классической музыкой. Она незаметно для нас, учеников, приводила в гармоничное состояние поначалу мысли, и чувства, а очень часто -судьбу. Это взаимодействие разных искусств открывало нам удивительное ощущение эйфории от самого участия в процессе творчества.

Директором художественной школы была Валентина Ивановна Викулова. Она сумела создать не только прекрасный коллектив, но и творческую атмосферу для занятий просто своим присутствием. Она была образцом любви к ученикам, такта и высочайшего вкуса. Ее стараниями была собрана великолепная библиотека книг по искусству. Редчайшие альбомы европейских изданий мы, ученики, могли взять для изучения домой.

В Нальчикской детской художественной школе мы получили широкий круг знаний и глубокое уважение к профессии, которую я, как и многие мои товарищи, выбрал для себя.

- Как судьба вас в Кострому привела?

- После получения свидетельства об окончании художественной школы, один из моих одноклассников заговорил о ювелирном училище в Красном-на-Волге. Идея поступить туда мне понравилась. Смущало только одно – учиться едем из города в село. Тогда я еще не представлял, в какое волшебное место ведет меня судьба. КУХОМ – это сказка, случившаяся в моей жизни, место, где я обрел себя. Ведь и коллектив училища, и мы - студенты разных курсов жили одной дружной творческой семьей. Это была удивительная школа жизни, благоприятная среда для развития творчества и полноценный полигон для самовыражения. Я благодарен своим педагогам и наставникам за эти незабываемые годы. Со многими из них мы до сих пор поддерживаем теплые дружеские отношения, и искренне переживаем за нынешнее состояние и будущую судьбу нашего общего КУХОМа, который сейчас, очень нуждается в поддержке.

- Полагаю, годы учебы еще больше влюбили вас в выбранную профессию?

- Я прошел в КУХОМе великолепную школу и обрел уверенность в себе. Директор - Валентина Николаевна Корытина, умела ставить учащимся задачи ответственные и интересные одновременно. Да так, будто мы сами все придумали. Мы, 15-16-летние мальчишки понимали, какая на нас возложена ответственность, и отвечали организованностью, энтузиазмом и небывалой активностью.

Очень полезным в дальнейшей жизни и в профессии оказалось участие в оформлении кабинетов училища, работа над его интерьерами.

Получив диплом по специальности художника-мастера и высокий разряд гравера, я четко понимал, что теперь, без сомнения, в моих силах сделать очень многое.

 

Легендарная личность

- Расскажите о своем карьерном пути.

- После училища я вернулся к родителям в Нальчик. Мой товарищ приехал со мной и несколько месяцев мы поработали на станкостроительном заводе. Затем я ушел в армию. За исполнение работ по проектированию и оформлению штаба воинской части был награжден грамотой ЦК комсомола. После службы работал в мастерских художественного фонда при Союзе художников РСФСР. Активно занимался скульптурой, чеканкой, граверными заказами и сувенирами. Был небольшой, но очень интересный этап в жизни, когда я оказался в проекте по оформлению закрытого, но очень известного объекта - Тырныаузской нейтринной обсерватории в Баксанском ущелье Приэльбрусья.

Несколько лет работал реставратором. Был и опыт организации и управления собственным ювелирным предприятием. Никогда не испытывал страха пробовать и начинать новое.

- Что побудило вернуться в Кострому?

- В Кострому я вернулся в 2016 году, поскольку всегда с теплом вспоминал этот край с добрыми отзывчивыми людьми и невероятной красоты природой. Должно быть, это судьба.

В какой-то момент я увлекся путешествиями по Костромской области. Проехал 600 километров от края до края, это почти территория Северного Кавказа, где я родился. Запомнилась поездка в самобытные места древнего города Кологрива. Впервые побывал в костромской тайге, которая очень впечатлила меня. Пожалуй, в Кологриве я по-настоящему проникся таинственной душой и уникальной культурой костромской земли. А по итогам этих путешествий получилось три персональных фотовыставки, и я был принят в Костромское отделение творческого Союза художников России.

- И начался новый виток творческой деятельности?

- Я долго искал применение себе здесь, в Костроме. Какое-то время работал с природным камнем. Материал строгий, нелегкий, но очень интересный и увлекательный для художника. И вдруг, случайно встретился с костромским предпринимателем Иваном Воробьевым — человеком интереснейшим, с богатым жизненным опытом и потрясающими идеями. У нас появилось множество общих идей, огромное количество трудностей и несколько интереснейших проектов. Один из таких проектов – создание памятника Павлу Михайловичу Третьякову. Инициатива нашла понимание и поддержку предпринимателя и, в данном случае — мецената, Александра Сергеевича Федорова.

- Чем вас вдохновила и поразила легендарная личность Третьякова?

- Я погрузился в изучение его биографии и понял, что с именем Третьякова связан целый пласт русской культуры. Фактически этот человек изменил судьбу изобразительного искусства России. Идея создания картинной галереи появилась у него в середине XIX века, когда ему еще не было и тридцати лет. В то время Императорская академия художеств посылала своих многообещающих студентов в европейские столицы для дальнейшего обучения. Сюжеты, как и приемы живописи, были весьма консервативны. И вдруг, в России появляются передвижники, взгляды которых идут вразрез с академией. Они рисуют природу и бытовые сцены из жизни крестьян, демонстрируя исконную русскую культуру, душу России. Их работы не признают, их отовсюду выгоняют. Именно Павел Третьяков оценил и поддержал художников. Он первым стал покупать их картины. Спустя тридцать лет о русской душе, запечатленной на полотнах, говорил уже весь мир. И все это благодаря Павлу Третьякову. 

Мы видим, что человек ушел, а его наследие уже десятки лет работает на благо родной страны. Для меня вдохновением служит его жизненное понимание, указанное в завещании: «Нажитое обществом должно вернуться обществу».

- Расскажите об этапах создания памятника?

- С лета 2020 года я изучал биографию Павла Третьякова. Параллельно работал над пластикой фигуры в пластилине. Летом 2021 года подготовка была завершена эскизом в масштабе 1:5. А уже перед началом 2022 года я закончил лепку в глине. С глиняной фигуры сняли гипсовую форму и, собрав, залили бетоном. Затем была выполнена выколотка медным листом. Работа долгая, сложная, кропотливая. Высота памятника составляет 2.7 метра.

- Что чувствует скульптор, когда его детище водружают на постамент?

- Огромное волнение. И волнение это не покидало на всех этапах создания памятника. Есть такое выражение: ребенок от Бога. В данном случае в роли Создателя выступает автор, и, конечно, я чувствую возложенную на меня громадную ответственность. Я искренне рад, что проект воплотился в жизнь и благодарен всем, кто к этому был причастен. А к людям хочу обратиться с одной-единственной просьбой: будьте бережны к Павлу Михайловичу…

Ольга ТАТАРИНОВА