Люди

Татьяна Ефименко: Без творчества жизнь теряет краски

Печать

2 ноября 2021года

 

Татьяна ЕФИМЕНКО почти полвека проработала педагогом в Костромском культпросвет училище (позже его переименовали в колледж культуры). Вот она – настоящая преданность любимому делу! Воспитала не одно поколение успешных музыкантов, актеров, хореографов. И до сих пор продолжает нести людям знания в области музыкальной культуры и прекрасные плоды своего таланта. Татьяна Михайловна, ко всему прочему, сочиняет стихи и пишет музыку.

Мечты должны сбываться

 - Когда музыка вошла в вашу жизнь?

 - В раннем детстве. Меня воспитывали мама и бабушка. Музыкантами они не были, но в доме всегда звучала русская песня. Раньше пели за работой, за рукоделием, в минуты радости и печали. Помню, когда я поступила в музыкальную школу, бабушка иногда просила меня: «Татка, сыграй, а я петь буду», и затягивала свою любимую песню: «Степь, да степь кругом, путь далек лежит…». На том месте, где в глухой степи умирал ямщик, у меня обычно начинали капать слезы.

 - В музыкальную школу поступить сами проявили желание?

 - Я мечтала об этом! В те времена это было довольно сложно. Ведь музыкальная школа была одна на весь город, поэтому предстояло пройти большой конкурс. Кроме того, жили мы небогато, своего инструмента у нас поначалу не было. Мама договорилась, чтобы первое время я приходила заниматься в детский сад, где имелся старый разбитый рояль. Она долго копила деньги, и однажды нам домой привезли фортепиано. Это было счастье! Я до сих пор играю на этом инструменте и очень его люблю.

 - В школе, полагаю, занимались с энтузиазмом? Бывает ведь, и нередко, что у детей быстро пропадает интерес к выбранному занятию.

 - Мне было интересно все годы обучения.У меня была очень хорошая музыкальная память и замечательный педагог Анна Николаевна Арсеньева – ученица самого Антона Рубинштейна! Потом, когда она ушла на пенсию, я училась у молоденькой девушки-преподавателя, которая приехала работать сразу после консерватории. Она мне давала шикарные по тем временам программы. Я играла Бетховена, Шопена, Листа, Грига. И к этим композиторам у меня на всю жизнь осталась большая любовь. Из русских же композиторов мне ближе Рахманинов. К слову, мы с ним родились в один день.

 - Расскажите о студенчестве.

 - После окончания школы у меня было три направления на выбор, которые были мне близки - медицина, иностранный язык и музыка. Способности и достижения позволяли поступить в консерваторию, но у нас было плохое материальное положение. Мама заявила, что я должна использовать шанс, она предложила отдавать мне большую часть своей пенсии. Но представив, на какие крохи ей придется жить при этом, я отбросила все мысли о переезде в большой город. И поступила в наш педагогический институт на музыкальный факультет. Училась хорошо, все годы была некрасовским стипендиатом, активно участвовала в студенческой жизни. С первого курса работала в институте – сначала концертмейстером, затем – педагогом. Потом еще три года отработала на кафедре, вела несколько дисциплин.

А душа все так же юна…

 - Как судьба вас привела в культпросвет училище?

 - Пришла, можно сказать, по наитию. И сразу почувствовала себя в своем месте. Коллектив был очень дружный, молодой, задорный. Старшее поколение по-отечески опекало молодежь. Объединял всех нас мудрейший директор – Гектор Степанович Шевелев, человек широкой души и незаурядного ума. Он искренне радел за училище, и работать под его началом было одно удовольствие. Я всем сердцем любила свою работу и студентов. А они отвечали взаимностью, даже стихи мне посвящали. Работы всегда много было. Порой доходило до того, что я вела до десяти теоретических предметов!

 - Вместе с тем, находили время и на творчество…

 - Без творчества, на мой взгляд, жизнь теряет яркие краски! Сначала я начала сочинять стихи. Причем, случилось это неожиданно. Стихи пришли ко мне глубокой ночью. Утром встала и начала записывать:

 

Дни проходят чередою, убегают годы вдаль.

Где ж ты, юность озорная? Мне тебя немножко жаль!

Ожидания и встречи, объяснения в любви,

Нежность, трепетные речи - все осталось позади…

А душа все так же юна, к счастью рвется – не унять.

Повернуть бы годы жизни лет на тридцать-сорок вспять!

И на протяжении нескольких лет ходила всюду с блокнотиком, поскольку стихотворения и строки в голове возникали спонтанно, я их никогда не «высиживала».

 - Позднее стала рождаться музыка?

 - Писать музыку начала где-то с 1996 года. Однажды мой коллега и товарищ Виктор Евгеньевич Костицын, дал мне послушать запись знаменитой композиции «Аве Мария» итальянского композитора Джулио Каччини. У меня тут же родились стихи. И чувствую, еще куда-то тянет! Села за инструмент и родилась чувственная парафраза на «Аве Марию». На пятидесятилетний юбилей дала свой первый концерт в училище.

 - Открытие в себе новых творческих источников, наверное, положительным образом сказались и на профессиональной деятельности?

 - Я щедро и с большой радостью делилась талантом с коллегами и студентами. На хореографическом отделении на мою музыку было поставлено несколько танцев. С постановкой «Снегурочка» в 2002 году мы взяли несколько наград на престижном конкурсе в Иваново. Помню, нам даже сказали, что этот номер достоин сцены Большого театра.

С 1996 года я влилась в «Клуб трех муз». На протяжении пятнадцати лет мы с Виктором Евгеньевичем руководили этим клубом. Там тоже мои творческие решения пригодились. У нас была традиция – каждый старый новый год ставить сказку. Мною было написано пятнадцать совершенно разных сценариев! В содружестве с костромскими поэтами много песен написала.

 

Волонтер культуры

 - После ухода на заслуженный отдых, я вижу, продолжаете жить активно. Вас даже волонтером культуры называют!

 - Я не люблю сидеть на месте, а хорошим делиться с людьми всегда приятно. На творческих вечерах в Исторической библиотеке Дома Романовых в доступной форме рассказываю костромичам о великих композиторах, музицирую. Большая благодарность директору библиотеки Анне Николаевне Ефимовой за мудрость, вдохновение и возможность делиться своим творчеством!

С удовольствием посещаю клуб «Рапсодия». Периодически выступаю в библиотеке № 6 в Давыдовском. А еще посещаю женский клуб. Нам, пенсионерам, важно объединяться, заниматься творчеством и быть вовлеченными во что-то интересное. Иначе депрессии не избежать.

 - Дома для себя играете?

 - Чаще для мужа, когда он просит сыграть произведения любимых классиков, или что-то из моего репертуара.

 - Муж у вас тоже человек творческий?

 - Наоборот – технарь. Но это нам не помешало прожить счастливую семейную жизнь, в следующем году будем золотую свадьбу отмечать! У него прекрасный художественный и музыкальный вкус. Муж всегда и во всем поддерживает меня, за что ему хочется сказать большое спасибо. Подарил мне современный телефон, чтобы я могла общаться с друзьями и студентами, делиться своим творчеством в Интернете. Вместе с супругом ютуб освоили, периодически выкладываем туда видеоролики с моих концертов.

 - Всегда приятно видеть такие дружные и крепкие пары. Расскажите о ваших семейных традициях!

 - Каждый год весной и осенью ездим на Черное озеро, оно находится на тридцать третьем километре по сущевскому тракту. Однажды, я ему даже стихотворение посвятила:

Черное озеро в дивном лесу, как описать мне твою красоту?

Сосны и ели кружочком стоят, тайну твою как солдаты хранят.

Солнечный луч вдруг на воду упал, словно небесный привет мне прислал! Птиц уж не слышно, кругом тишина… Лес приготовился. Скоро зима...

- А зима, действительно не за горами. И вы, наверное, уже полны новых творческих идей на долгие зимние месяцы?

 - В настоящее время готовимся к концерту «Любви все возрасты покорны».И надо уже думать над сценарием сказки, которую с клубом ставить будем. Затяжная зима меня ничуть не пугает. Несколько лет назад с упоением читала «Живую этику» Рериха. Одна из его цитат стала моим жизненным кредо: «Как за зимой всегда следует весна, черная полоса в жизни не будет длиться вечно». За всяким ненастным днем следует день хороший!

 

Ольга ТАТАРИНОВА

Фото автора