Люди

Елена Саликова: Мне всегда интересно развитие

Печать

26 октября 2021 года

 

Академик Дмитрий Лихачев сказал однажды: «Жизнь – это, прежде всего, творчество». Доцент кафедры автоматики и микропроцессорной техники Костромского государственного университета Елена Саликова творческий подход применяет ко всем сферам жизни, будь то преподавательская деятельность, руководство студенческим конструкторским бюро, или домашнее рукоделие. Быть может, именно поэтому все у нее получается на «отлично».

 

Выбор сделан

 - Елена Владимировна, прежде всего спрошу, как вы пришли в педагогику?

 - Возможно по примеру родителей. Папа и мама двадцать лет преподавали в Костромском музыкальном училище.

 - В семьях музыкантов у детей обычно выбора нет –с детства им пророчат музыкальную карьеру. Вы пошли по иному пути?

 - Музыка сопровождает меня на протяжении всей жизни. Музыкальную школу окончила по классу «Скрипка», по примеру отца. Мама занималась вокалом, в этом направлении я тоже достаточно успешно развивалась. За плечами один курс музыкального училища. Но учебу пришлось прервать, поскольку мы всей семьей переехали в Баку. Успешно окончила школу, все дороги были открыты. Занималась на подготовительном отделении в Бакинской консерватории. А между делом с подружкой подала заявление в политехнический институт. В итоге я поступила, а она нет.

 - Почему выбор пал именно на техническое направление?

 - В то время только начинали появляться современные технологии. Это было новое, интересное и перспективное направление. Я без сожаления оставила консерваторию и полностью углубилась в учебу, поскольку все привыкла делать качественно. Училась на вечернем отделении, чтобы была возможность работать. За годы учебы прошла путь от монтажника электромеханических приборов и систем до инженера-конструктора третьей категории.

 - Мощное профессиональное становление!

 - Энтузиазма много было.Работала на значимых производствах: в научно-производственном объединении «Норд», которое занималось разработкой приборов и оборудования для военных кораблей, затем на предприятии «Геофизприбор». Такая практика сыграла большую роль в моей жизни и карьере. Окончив институт я уже прекрасно знала производство, своими руками выполняла и печатный, и объемный монтаж, занималась разработками на электронных приборах.

От станка – к кафедре

 - Преподавать когда начали?

 - Уже в Костроме, куда я вернулась из Баку с мужем и ребенком.Устроилась в механико-технологический техникум в Костроме на должность ведущего преподавателя специальных дисциплин. Тогда только открывалась специальность «Автоматизация технологических процессов и производств», было очень интересно! Ребята учились увлеченные, целеустремленные. Я, конечно, с них много требовала. Но это давало хорошие результаты. Помимо учебы активно участвовали в конкурсах, проектировали разные устройства своими руками.

 - Как судьба привела вас в университет?

 - В техникуме преподавала тринадцать лет, пока не поняла, что нужно двигаться дальше.Мне всегда интересно развитие, это касается любых областей жизни. Мои дети подросли и я поступила в аспирантуру на очное отделение. Успешно ее окончила, стипендию именную получала. Во время учебы начала преподавать на кафедре автоматики и микропроцессорной техники. Начинала с должности ассистента, потом стала старшим преподавателем, затем, после защиты диссертации, доцентом. Кроме того, была заместителем по воспитательной работе декана лесомеханического факультета.

 - Со студентами легко понимание находили? Их много, и все такие разные…

 - Главный педагогический секрет кроется в том, чтобы ребят заинтересовать. Это решает многие проблемные моменты. Со студентами постоянно творили, участвовали во всевозможных конкурсах. На протяжении шести лет наши ребята становились лауреатами конкурса ледовых скульптур и других. До сих пор горжусь их успехами!

Умный подход

 - Когда в университете появилось конструкторское бюро?

- В то время, когда университет стал опорным,внутри вуза был объявлен конкурс проектов. Проект по созданию студенческого конструкторского бюро, который заявила наша команда, оказался в числе победителей. В 2017 году я была назначена руководителем данного проекта и, получив финансирование, мы приступили к его реализации. Была проделана большая работа по ремонту и дизайну аудитории, закупке необходимого оборудования, привлечению участников. В итоге получилась уникальная площадка, которая объединяет школьников, студентов и индустриальных партнеров.

 - По каким направление работает бюро?

 - Мы стараемся создавать гибридные команды, которые работают над проектами, сочетающими в себе абсолютно разные технологии. У человека, обладающего какими-то определенными компетенциями, вряд ли получится создать многогранный проект. Поэтому у нас открыты двери для студентов  любых направлений подготовки. Сегодня в конструкторском бюро кроме меня работают два мастера: юноша, который обучается в магистратуре по специальности «Управление в технических системах» и девушка-магистрант с психолого-педагогическим образованием.

 - Расскажите о самых успешных проектах, которые нашли применение в жизни.

 - Хотелось бы отметить «Умную теплицу», в создании которой принимали участие студенты, дизайнеры, механики, автоматчики, биологи. Сейчас она находится в доработке. Но первоначальный результат уже оценили в Омске на всероссийском конкурсе проектов студенческих конструкторских бюро. Мы заняли первое место в номинации «IT-технологии».

 - В чем «изюминка» вашей разработки?

 - Во взаимосвязи биологии и информационных технологий, которые дают уникальную возможность управлять теплицей с компьютера или мобильного приложения: поддерживать нужную температуру, влажность почвы и воздуха.

В настоящее время работаем над проектом «Умная корзина». Предполагается создание «умного» контейнера для сбора пластиковых отходов. В первую очередь разработка нацелена на приучение подрастающего поколения к раздельному сбору мусора. Автомат вступает с ребенком в игру: когда тот бросает мусор, на контейнере высвечивается улыбка. При содействии инвесторов такие конструкции можно устанавливать в различных учебных заведениях региона.

Гармония - в творчестве

 - Елена Владимировна, я заметила, что у вас к любому делу творческий подход. Это с детства?

 - Пожалуй, да. Сколько себя помню, всегда что-то создавалаа своими руками. Нравилось (особенно в выходные и каникулы) пока все домашние спят, встать рано утром и сотворить какую-нибудь поделку. Со второго класса начала вязать. Сначала куклам, потом родителям и братьям. С удовольствием шью, плету макраме. Рукоделие для меня своего рода медитация. Работа с натуральными материалами это еще и приятные тактильные ощущения.

 - Недавно в арт-пространстве художницы Светланы Ивановой любовалась вашими картинами из шерсти. Шерстяной акварелью давно увлекаетесь?

 - Первую работу выполнила в 2012 году, а первая выставка прошла в 2017-м. Поначалу пробовала «рисовать» пейзажи, цветы. Затем поняла, что тягаться с самой природой нет смысла, все равно доподлинно не повторить ее краски, и перешла к абстрактной живописи по собственной технике. Шерстяное волокно я вытягиваю из чесаной ленты и выкладываю картину широкими мазками.

 - Картины из шерсти мало кого могут оставить равнодушным. Но не каждый решится создать свою. Насколько это сложно?

 - На мои мастер-классы приходят люди, желающие научиться рисовать шерстью. Стремление достичь результата – это уже пятьдесят процентов успеха. Я никогда не использую шаблонов, поскольку убеждена, что творчество – это создание чего-то своего, куда ты вкладываешь частицу души. Это немного усложняет задачу. Но все сложности отходят на второй план, когда человек с восторгом понимает, что он может не только копировать, но и создавать. Кроме того, работа с шерстью дает возможность легко исправить результат, если что-то пойдет не так. Это же не краски…

 - Красками, к слову, рисовать не пробовали?

 - Это новый этап моего творчества, который я начала этим летом. Но, поскольку перед воплощением любой идеи и задачи я привыкла все тщательно прорабатывать и анализировать, пока изучаю химию красок, чтобы понять, как с ними работать.

 - Основательный подход! Не могу не спросить, как вы все успеваете: совмещать профессиональную деятельность, работу со студентами, творчество?

 - Секрет, наверное, в четкой расстановке приоритетов. В будни – это работа со студентами, преподавательская и проектная деятельность. В выходные - творчество, путешествия, общение с природой, музыка – все то, что вдохновляет и позволяет восстанавливать ресурсное состояние. В наш цифровой век очень важно вовремя переключиться с рабочей деятельности на творческую. Важно находить время на занятия тем, что нравится: от рисования и вокала, до разведения цветов и выращивания овощей. Многие успешные люди так делают, и их жизнь наполнена гармонией, потому что баланс соблюден.

Ольга ТАТАРИНОВА