Люди

Солнце в капле воды

Печать

6 апреля 2021 года

 

В Костроме в выставочном зале Дома художника прошла персональная выставка Надежды Белых «Незабываемое».

 


Вы рисуйте, вам зачтется

Фамилия Белых в Костроме хорошо известна. Это целая династия художников, каждый из которых по-своему интересен и своеобразен. Конечно, первым надо назвать Алексея Павловича Белых, выдающегося мастера, народного художника России. Он участник Великой Отечественной войны, уже несколько лет его нет с нами, но из творческой жизни живописец не ушел. Полотна по-прежнему выставляются, они в музеях и частных собраниях, а еще плодотворно работают его ученики.

Среди самых верных и преданных – жена Надежда Александровна. Тут ученичество в прямом смысле слова. Он после окончания Суриковского института преподавал в Костромском художественном училище. Лучшей студенткой в группе была Надя Соколова, которая вскоре сменила фамилию на Белых.

Алексей Павлович тогда очень мощно заявил о себе картиной «Волжанка». Она много выставлялась, о ней писали критики. Изображен на картине волжский разлив, весенний день, труд сплавщиков. На переднем плане – молодая женщина, она вся в работе, в ее сильных руках багор, которым направляются связанные в плот бревна. Взгляд устремлен вдаль - что там впереди, за очередным поворотом? Река работает на людей, сплав природных сил и человеческих, и конечно, женщина – это Надежда Белых, муза художника, с нее он писал центральный образ.

Так и сказано же – семья, династия. Они постоянно присутствуют в картинах друг друга: Надежда Александровна тоже писала портреты мужа, а потом на ее картинах появились маленькие дочери Вера и Люба, затем они подросли и их место заняли внуки Алеша, Митя, Ксюша. Так и на этой выставке: пейзажи, натюрморты, жанровые сцены, но среди них постоянно родные лица. И получается целый мир семьи Белых, где уважение и любовь, мир и лад, движения души и сердца.

Люба тоже стала профессиональной художницей, много выставляется. Вера не сразу пришла к живописи, увлекалась музыкой, философией, но и она со временем взяла в руки кисть, видимо, родительские гены победили.

 

Путь к призванию

Разговаривая с Надеждой Александровной, я все допытывался, откуда возникла у нее эта тяга к художеству. Понятно, когда ты рождаешься в творческой семье, вокруг мольберты, этюды, разговоры об искусстве. Или растет ребенок, его способности до поры скрыты, но на каком-то этапе рядом появляется мощная личность, учитель с большой буквы, он берет тебя за руку и вводит в волшебный мир линий и красок. Это два пути, на самом деле их много.

В случае с Надеждой Белых перед нами скорее природный дар, которому удалось развиться. Благоприятных обстоятельств не было, но и каких-то непреодолимых барьеров тоже. Так полевой цветок вырастает без всяких садовников: его питает земля, секут ветры, греет солнце, он впитывает в себя дождевые капли и в конце-концов расцветает на удивление нам.

Родилась она в деревне Трещаткино Макарьевского района, шел 1935-й год. Отец работал в сплавной конторе и на лесоучастках, поэтому семья переезжала с места на место, пока не остановилась в Кадые. Там Надя пошла в школу, но настало военное время, было не до художества. Что такое новые тетради, она не знала, писала на старых газетах. Но тяга к творчеству у нее не проходила.

- У нас был учитель по рисованию – Леонид Иванович Шешин. Он был такой немного чудаковатый, в школе над ним посмеивались. Но он нам пытался что-то привить, пробудить интерес к искусству, – рассказывает Надежда Александровна.

Наследственные гены тоже проявлялись. В роду были люди с творческой жилкой. Бабушка Прасковья Андреевна умела так прясть, что у нее получалось не полотно, а произведение искусства. Она замечательно вышивала. А еще из грубой пряжи и тряпок делала красивые половики. Тетя Катя, ее дочь, вязала отменные кружева. Дедушка Петр Андреевич катал необыкновенно теплые и удобные валенки, плел из бересты различные изделия.

Надя, несомненно, что-то переняла от них.  Уже позже, в средних классах, ей подарят трилогию Горького – «Детство», «Юность», «Мои университеты». На книге надпись: «Ученице Надежде Соколовой за картину «Конек-горбунок». Это была первая и самая дорогая для нее награда, потом их будет много.

 

Ее университеты

Мечта о художестве сидела в ней, как заноза. Надежда Александровна продолжает вспоминать:

- После окончания учебы районо меня направило в одну из отдаленных школ, в глухую деревню, где не хватало учителей. На меня «навешали» всяких предметов – немецкий, Конституция СССР, а еще классное руководство. До дома было 26 километров, и каждую субботу (туда) и воскресенье (обратно) я проходила этот путь пешком. Год я там проработала. А потом узнала, что в Костроме есть художественное училище. И я поехала поступать, без всякой подготовки, это был 1955 год. И меня Александр Иванович Бузин, он был директор, принял, но условно, кандидатом. Я так взялась за учебу, сдавала все на пятерки, что через полгода была уже полноправной студенткой с ежемесячной стипендией в 18 рублей.

О годах учебы, о своих сокурсниках она вспоминает с большой теплотой. Перечисляет преподавателей, в 85 лет память у Надежды Александровны отменная. Много дала студентам в плане техники Элла Мироновна Биншток. Интересно было на занятиях у Ивана Яковлевича Хазова.

- В 1960 году я окончила с отличием училище, и меня направили работать в Художественный фонд. А обычно выпускников в школу распределяли, учителями рисования и черчения. Мы в то время уже поженились с Алексеем Павловичем, у меня Верочка родилась. В фонде надо было рисовать портреты передовиков и партийных вождей. Ими оформляли клубы, их носили на праздничных демонстрациях. Но «для души» я тоже писала. Участвовала на первой региональной выставке в Куйбышеве в 1961 году. Картина называлась «Маленькая хозяйка», там изображена Люба, моя младшая дочка.

Это был настоящий успех, он помог поверить в свои силы. В 1968 году вступила в Союз художников России. А еще было творческое общение, поездки на теплоходе по Волге, большую радость доставляли и посещения родных мест под Макарьевом. Оттуда она возвращалась с этюдами, набросками, новыми сюжетами.

- Знала всех художников костромских, муж приводил их домой. Женя Смирнов, очень талантливый. Леонтьев Леонид Матвеевич, замечательный художник. Яблоков Анатолий Иванович, Крылов, Шуваловы Коля и Таня, мы с ними дружили. Обстановка была самая творческая.

 

Ленточка на калитке

А годы между тем шли. Вот уже и очередной век на дворе, а следом одно десятилетие, другое. Выставки, участие в творческих мастерских, поездки по стране и за рубеж… Надежда Александровна постоянно выезжает на пленэр, недавно, например, была в Галиче. Как говорит Белых, творчество для нее – это неиссякаемый источник бодрости и жизненных сил.

Со временем стало понятно, что это замечательный мастер. Произведения Надежды Александровны имеют успех у зрителя, по достоинству оценены искусствоведами. Они находятся в Костромском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, в музеях российских городов, в частных собраниях. А объединяет их общая тема любви к родной природе, русскому быту и культуре. 

На ее выставках привлекают внимание натюрморты и жанровые картины, которые она, в основном, посвящает теме семьи и детства. С большой любовью и знанием уклада жизни художница изображает щедрые дары природы и плоды трудолюбивых крестьянских рук. Ей близок и дорог родной костромской край, поэтичность и красота которого переданы в лиричных пейзажах. 

Девочка стоит у окна. Там конец марта, птицы прыгают по сугробам, пахнет весной. Картина называется «Синички прилетели». Девочка смотрит: что там за стеклом, за этой синевой, за талыми водами? Не ее ли будущая жизнь разворачивается перед глазами, не в нее ли она всматривается так доверчиво и пристально?

И еще запомнилось полотно. Оно без людей, на холсте изображен старый деревенский дом. В нем давно никто не живет, заросла тропинка к крыльцу. Но дом помнит своих хозяев, в его глубинах сохранились звуки детских голосов, веселых песенных застолий и плача по невернувшимся с войны. И пусть покосилась калитка, чьи-то руки привязали к ней георгиевскую ленточку. А значит, есть те, кто не забыл, остановился, отдал поклон старому дому.

Такая точная деталь, берущая за душу. За этим оптимизм, жизненная сила, вера в лучшее в человеке. Этим и привлекает творчество Надежды Александровны Белых.

Сергей ЛАВРЕНТЬЕВ

Фото автора