Люди

Весна – время вдохновения

Печать

9 марта 2021 года

 

Приходилось ли вам когда-нибудь бывать в мастерской художника? На мой взгляд, это одно из самых удивительных и загадочных мест. На полочках ровными рядами стоят тюбики с разноцветными красками и разные диковинные инструменты. Стены украшают прекрасные картины, а незаконченные работы будоражат воображение. Ведь остается только догадываться, что же на сей раз подарит миру талантливый мастер. Здесь сам воздух, кажется, пропитан вдохновением и творчеством. Именно такая атмосфера царит в мастерской художницы Ирины ВАСИЛЬЕВОЙ.

Живая икона

Ирина Михайловна родом из Сибири. В Кострому переехала в девяностых. Провинциальный город у Волги поразил ее своим особым уютом. Но необъяснимая тяга к художественному искусству пробудилась у моей собеседницы еще в детстве.

 - В родном городе я окончила художественную школу. Там были созданы прекрасные условия для получения практических навыков. У нас даже был свой керамический цех. И первые познания о керамике я получила именно в школе. Меня завораживала глина, процесс ее обжига, глазурования. Сильные и талантливые педагоги, искренне влюбленные в свое дело, дали нам, любознательным девочкам и мальчикам, прекрасную основу. Обучение я продолжила в Ярославском художественном училище, где уже были получены хорошие знания в части академической живописи и рисунка, - начала рассказ Ирина Михайловна.   

В процессе профессионального становления художница большое внимание уделяла керамике. Глина в ее руках превращалась в потрясающие художественные работы. Особое место среди них занимали иконы.

 - Первой моей работой стала икона Георгия Победоносца. Она получилась масштабная, дополненная сюжетами из жития святого. Позже не раз замечала, что эта икона словно ведет меня по жизни.

Керамика в убранстве русских православных храмов присутствовала с давних времен. Но, к сожалению, большинство икон, мозаик и фрагментов росписи до нашего времени не дошли. Во время революции их уничтожали, закапывали, прятали. Сложно представить, сколько бесценных шедевров утеряно навсегда, - размышляет Ирина Васильева.

А я, тем временем, рассматриваю керамическую икону Николая Чудотворца, выполненную в нежной цветовой гамме. Если говорить на профессиональном художественном языке, изображение декорировано ангобом – цветной глиной. От нее исходит свет и тепло. По словам художницы, керамическая икона имеет целый ряд преимуществ. Благодаря глазури и обжигу цветовая гамма не меняется, такие иконы даже спустя много лет не требуют реставрации, и одинаково хорошо чувствуют себя как внутри, так и снаружи помещения. В настоящее время иконы из керамики нередко можно увидеть в церквях и храмах.

Как рождается кукла

Однажды на занятиях в мастерской ученица Ирины Михайловны – Алиса загорелась желанием сделать большую фарфоровую куклу. Девочка буквально умоляла своего педагога воплотить мечту в жизнь. Таким образом у Ирины Васильевой появилось новое направление творческой деятельности.

 - Я понимала, что сделать куклу – очень и очень сложно. В свое время я работала на фабрике игрушек, разрабатывала дизайн и рисовала эскизы, поэтому хорошо понимаю, что это такое. Здесь, в первую очередь, нужны знания. Полгода я сидела на всевозможных форумах и сайтах, изучала историю куклы, техническую часть процесса ее изготовления, смотрела видеоролики, брала платные уроки. После чего мы с Алисой сделали нашу первую фарфоровую куколку. В ней были учтены все тонкости кукольного ремесла. Все делали своими руками, вплоть до кожаных башмачков. И занятие это увлекло меня не меньше чем Алису, - продолжает моя собеседница.

Сейчас Алиса уже студентка, учится на ювелира и делает свою третью куклу. В коллекции Ирины Васильевой восемь куколок. Все разные, но любимые. Вот из красивой коробки выглядывает задумчивый Пьеро в белоснежном костюмчике со звонкими колокольчиками. Это интерьерная кукла. На ее создание Ирину вдохновили теплые детские воспоминания. В скором времени образ Пьеро дополнит музыкальный инструмент.

В соседней коробке – очаровательная голубоглазая барышня в платьице, чепце и кружевных панталончиках. В ее руках – зонтик. А в длинных каштановых волосах играет весеннее солнце. Рядом с ней – милая девочка, ребенок с озорным взглядом, - шарнирная ретро-куколка. Одета она в сарафанчик нежнейшего бирюзового цвета, а в руках держит игрушечного зайца.

 - Когда я принимаюсь делать очередную куклу, в голове уже сформирован образ. Я наверняка знаю, из какой эпохи будет девочка, во что она будет одета. Наряды шью по книгам, или вдохновляюсь старинными работами художников. В куколке все должно быть гармонично. Нужно правильно приклеить реснички и подобрать волосики, соблюсти пропорции тела, личико наделить эмоциями. Это сложный и кропотливый процесс. Но результат того стоит, - отмечает Ирина Михайловна.

Художница убеждена, что девочкам с малых лет необходимо играть с красивыми и качественными куклами. Это формирует хороший вкус, закладывает материнский инстинкт и воспитывает умение ухаживать за собой.

 

Секреты дамской сумочки

С большим интересом Ирина Васильева работает с тканями. Но особую любовь питает к шелку.

 - Все началось несколько лет назад со знакомства с талантливым дизайнером Антониной Шаповаловой. Она разрабатывала коллекцию одежды для Недели моды. И предложила мне расписать несколько фантазийных платьев. Больше всего меня впечатлило платье, на которое ушло двадцать три метра шелка. Рамы с тканью занимали всю мою мастерскую, процесс был долгим и трудоемким. Работа с шелком, воском и красителями очень кропотливая, требующая полного сосредоточения и самоотдачи, ведь в случае ошибки полотно будет безнадежно испорчено. Но результат порадовал, - поделилась воспоминаниями художница.

Позже она стала расписывать в технике батик платки, шарфы, палантины. По мнению Ирины Михайловны, это незаменимая часть женского гардероба, способная придать шарм и «изюминку» любому  образу - в гостях, на торжественных мероприятиях, в путешествиях. Кроме того, такие аксессуары очень практичны: шелковый шарфик, например, практически не занимает места в дамской сумочке.

В мастерской художницы внимание мое привлек необычный деревянный сундучок. Заглянув в него, увидела яркую россыпь керамических елочных игрушек. Каждый год Ирина Михайловна делает по две-три новые авторские игрушки. Собралась уже целая сказочная коллекция! Здесь и Щелкунчик с Мышиным королем, и олененок - Серебряное копытце, и разные другие милые зверята. Они выполнены в технике майолики – росписи по сырой эмали, благодаря чему узоры получаются сочными и красочными.

На стене мерно тикают керамические часы с маятниковым механизмом, в которых спрятано несколько секретов. Фантазия автора безгранична!

 - Постоянно пробую что-то новое, люблю экспериментировать с разными материалами, техниками. К часам, к примеру, добавляю старинный музыкальный механизм – и получаются часы-шкатулка. Есть у меня в коллекции керамический музыкальный горшочек из сказки Андерсена «Свинопас». Такие необычные работы вдохновляют, - говорит Ирина Михайловна.

Еще ее вдохновляет красота окружающего мира, путешествия, прогулки на природе. У художницы множество творческих планов. Результаты их воплощения можно будет увидеть на городских выставках.

 

Ольга ТАТАРИНОВА

Фото из архива Ирины Васильевой