Люди

Анастасия Токарь: Ребенку нужно живое общение. С этого все начинается

Печать

2 марта 2021 года

 

Знакомьтесь: прекрасная мама и отличный логопед в одном лице. Помогать детям говорить правильно и красиво – такое решение Анастасия ТОКАРЬ приняла для себя… во втором декретном отпуске. Нередко хорошие идеи приходят непременно во время декрета! Особенно, если эти идеи связаны с воспитанием детей. Так специалист по социальной работе стала логопедом и теперь уверена, что нашла именно свою профессию. Сегодня она работает в одной из школ Костромы, а также является специалистом консультационного центра для родителей, действующего на базе детского сада № 2 областного центра. Корреспондент «КВ» не упустила возможности задать эксперту вопросы, которые волнуют многих родителей. 

 

К пяти годам – чистое звукопроизношение

- Анастасия, кажется, практика обращения к логопеду пока еще не является общепринятой. Многие ведь не торопятся: вот придет пора в школу идти, тогда и обратимся к эксперту…

- Да, некоторые рассуждают именно так. Однако, даже если родителям кажется, что их ребенок достаточно хорошо говорит для своего возраста, есть определенные нормы и правила по взаимодействию с логопедом. Желательно профилактический осмотр у логопеда проходить ежегодно, начиная с двухлетнего возраста. Речь в детском возрасте быстро развивается и видоизменяется. И в каждом возрастном периоде имеются определенные речевые нормы.

- Во сколько лет ребенок должен уже говорить, ну почти как взрослый?

- В идеале к пяти годам речь ребенка практически не должна отличаться от речи взрослого человека. Это значит, что у ребенка должны быть сформированы все ее компоненты: звукопроизношение и слоговая структура, обширный словарный запас, правильный грамматический строй.

- Звук «р» к пяти годам ребенок тоже вполне уже может произнести правильно?

- Иногда мы откладываем работу с этим звуком до шести лет. Он действительно считается одним из самых сложных. Его неправильное произношение, кстати, мы сейчас не называнием «картавостью», как это было в советские времена. По современным нормам это называется «ротацизм».

- Так даже приятнее звучит! И почти не обидно. А вообще современная логопедия сильно отличается от той, что была, скажем, двадцать лет назад?

- Основа, конечно, остается. Но новые методики и возможность постоянно повышать свою квалификацию позволяет действительно оперативнее, конструктивнее и более интересно для ребенка решать ту или иную проблему речи. 

 

Речь устная, речь письменная: в чем связь?

- Сейчас много говорят про артикуляционную гимнастику. Что это такое, если простыми словами?

- Артикуляционная гимнастика – очень важный инструмент для тренировки подвижности и переключаемости органов речи, а также для правильного произношения всех звуков. Язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для других мышц нашего организма, необходима «физкультура». Я стараюсь постоянно расширять список таких гимнастических приемов. Нередко использую и «спортивные снаряды» в виде воздушных шаров, коктейльных палочек, ярких «крутилок» и «вертушек» из магазина игрушек. И пробую все это, конечно, вначале на своих сыновьях. Получается не только полезно, но и увлекательно.

- Могут ли такую гимнастику освоить и «преподать» своему ребенку родители?

- О взаимодействии с родителями в вопросах такой гимнастики и постановки звуков в целом скажу так: поддержка мам и пап - это всегда, как минимум, пятьдесят процентов успеха. Однако важно помнить, родитель - не логопед и сам своим детям, посмотрев ролик и в Интернете, назначить «лечение» не может. Хотя, если говорить о сложных случаях, где речевым проблемам сопутствуют иные заболевания, то бывают исключения из правил. Мамы проходят специальное обучение, переквалификацию и успешно занимаются с ребенком самостоятельно. Но по правилам, логопед работает с ребенком на занятии, родители - дома. А также по дороге домой, в автобусе, на детской площадке. Везде! Работа должна быть постоянной! Оттачиваем звук, затем применяем его в слогах, словах, словосочетаниях, потом – в предложениях. Ну и контролируем его в речи ребенка. Ненавязчиво, но внимательно.

- Чаще всего логопеды, проводя занятия, не приветствуют присутствия в кабинете родителей. Почему?

- Потому что с мамами дети ведут себя совсем иначе, чем с педагогами. Когда ребенок не отвлекается на родителей, увлечен процессом работы над своей речью, когда родители не комментируют и не пытаются «помогать» и отвечать за ребенка, то процесс получается куда более результативным.

- Насколько грамотная письменная речь взаимосвязана с речью устной?

- Связана напрямую. Грамотно сформированная устная речь — фундамент письменной. Поэтому так важно, чтобы к школьному возрасту у ребенка уже была поставлена устная речь. Если этого нет, то сложности в речевом развитии будут расти как «снежный ком». Узкий словарный запас - и вот уже ребенок не может подобрать синонимы и антонимы, испытывает трудности при подборе обобщающих понятий. Когда ребенок школьного возраста неверно произносит те или иные звуки, путает и заменяет их в устной речи, не удерживает слоговую структуру слова, слабо дифференцирует на слух звуки, это отражается и на качестве письменной речи. В совокупности все это характерные черты дисграфии – проблемы на данный момент распространенной.

- Исправить можно?

- Можно. Это и является основной целью моей работы с детьми школьного возраста. Однако это трудоемкий процесс.

 

Выбираем прописи. И не отнимаем гаджеты

- Развитие речи и гаджеты – понятия тоже взаимосвязанные?

- Да, так и есть. Проблема в том, что известные среди детей и подростков блогеры сами половину звуков произносят неправильно. То есть, речь изначально воспринимается и усваивается неправильно. В мультфильмах (хотя в них есть доля полезной информации - не спорю) есть другая логопедическая проблема. Озвучка зачастую не совпадает с артикуляцией персонажей. Ко всему прочему, когда ребенок смотрит в монитор компьютера, планшета или телефона, происходит постоянная смена ярких картинок. Таким образом формируется противоестественная среда для чтения и письма. Ребенку трудно сфокусировать взгляд на объекте, который не движется, так как глаза привыкли следить за быстро меняющимися картинками в играх. В итоге появляются трудности удержания строки при чтении, сложности при нахождении ошибки в тексте.

- И что же делать – отнимать телефоны?

- Совсем изолировать от гаджетов современных детей мы не сможем в любом случае. Да и не надо этого делать, мы же в XXI веке живем. Эксперты утверждают, что «общение» с гаджетом для ребенка должно составлять не более 20 – 30 минут в день. Иногда получаса детям бывает недостаточно, и они ищут любые способы «завладеть» телефоном. Не стоит идти у них на поводу. Но все же относиться с пониманием к своему ребенку и вызовам времени тоже важно.

- В продаже сейчас огромное количество развивающих прописей. Как в них разобраться? Что покупать, что нет?

- Особых правил по этому поводу у меня нет. Если родители обращают внимание на учебные пособия, готовы заниматься со своими детьми дома, это уже хорошо. Однако для ребенка дошкольного возраста не стоит выбирать прописи с письменными буквами. Если ребенок будет бессистемно обводить письменные буквы, то у него сформируется неправильный навык письма. Исправить это будет непросто.

- Общение с ребенком – тоже важный инструмент для правильного формирования речи?

- Общение очень нужно. Причем, с самого раннего возраста. Порой мы, родители, пытаемся компенсировать общение личное просмотром мультфильмов или прослушиванием аудиозаписей. Однако это никакая не компенсация, а самая настоящая подмена понятий. Ребенку нужно эмоциональное, а значит, живое общение. С этого все начинается.

Любовь ВОЛОДИНА

Фото из личного архива Анастасии Токарь

 

 

Учимся говорить грамотно, играя

(практические советы родителям дошкольников и младших школьников)

Чей детеныш? Развиваем и пополняем словарь ребенка. Жеребенок - это детеныш лошади, цыпленок - курицы. Расскажи, чьих детенышей ты еще знаешь (лисенок, львенок, теленок, утенок, галчонок).

Скажи наоборот. Подбираем слова с противоположным значением. Дом низкий, а рядом - высокий. Я иду по широкой дороге, а ты - по узкой. Утром светло, а ночью темно. Лев храбрый, а заяц трусливый.

Какими бывают листья? Развиваем грамматический строй речи и способность образовывать прилагательные от существительных. Этот листок от березы. Значит, он березовый. От осины – осиновый. Ребенок запоминает не только название деревьев и внешний вид листьев, но и учится использовать в речи относительные прилагательные.

Один - много. Развиваем умение образовывать существительные во множественном числе. - У меня есть яблоко. А как сказать, если их будет много? Яблоки. И далее: ухо - уши, лоб - лбы.