Люди

Ирина Пономарева: В спорт я пришла с тройкой по физкультуре

Печать

1 декабря 2020 года

 

Инструктор по физической культуре в детском саду – особая миссия. Это не тренер в прямом понимании слова. Скорее, воспитатель. Еще больше – человек. После окончания музыкально-педагогического факультета Костромского госуниверситета Ирина Пономарева пришла в один из детских садов города, хотела быть музыкальным руководителем. Но вакансия уже оказалась закрыта. Зато требовался инструктор по физической культуре. Согласилась без раздумий. С тех пор счастлива в профессии. Точнее, в одной из своих профессий. Сегодня Ирина Александровна – педагог с большим опытом. Быть сильными, быстрыми ловкими она учит детишек в детском саду № 8 города Костромы. А еще является специалистом консультационного центра для родителей, действующего на базе дошкольного учреждения.

 

«Я лучший» - это неправильно

- Все-таки интересно получается: вы хотели преподавать музыку, а в результате пришли в спорт. Значит, изначально человек спортивный?

- Я с детства любила физкультуру. И занималась с удовольствием. При том, что получалось далеко не все. В высоту, например, я прыгать так и не научилась, к «козлу» даже подойти боялась. В школьные годы у меня была подготовительная группа по здоровью – лишний вес, плохое зрение. Соответственно, тройки по физкультуре тоже были нередки. Но главное, что это меня нисколько не смущало, заниматься мне нравилось. И нравилось так, что, став старше, увлеклась фитнесом. Пожалуй, в этом большая заслуга моих педагогов. При всей моей неспортивности в привычном понимании слова, они не отбили желания заниматься спортом.

- И этот личный опыт наверняка очень пригодился сегодня в вашей профессиональной деятельности.

- Конечно. Дети разные. И к каждому требуется индивидуальный подход. Полные дети и сегодня, к сожалению, не редкость. Но нужно поддерживать их, помогать, делать все возможное, чтобы они не боялись и не стеснялись. Это, пожалуй, в работе инструктора по физкультуре вообще самое главное: привить детям уверенность в себе и любовь к движению.

- И важные человеческие качества привить тоже…

- Конечно. Необходимо, чтобы они сами могли поддержать друг друга, подставить дружеское плечо. А еще, чтобы не путали уверенность в себе с установкой «я лучший». Родители своим детям ведь часто говорят: «Ты у меня самый-самый». Не уверена, что это правильно. Новый жизненный опыт – в садике, в коллективе – доказывает детям другое: ты хороший, но не всегда и не во всем лучший.

 

Стэп-аэробика и другие приключения дошкольников

- Программы по другим образовательным направлениям – математика, русский язык, окружающий мир - постоянно меняются. А в случае с физической культурой?

- Изменения есть, но основные виды движения, которые мы должны освоить, остаются неизменными: ходьба, бег, прыжки, метание, лазание. Осваиваем их в младшей и средней группах. А затем уже делаем ставку на развитие таких важных качеств, как сила, ловкость, быстрота, умение держать равновесие. Да, прыгать пятилетний  ребенок умеет. Но как прыгнет, насколько сильно оттолкнется ногами? То же самое и по остальным пунктам. Отрабатываем, развиваемся, растем.

- Сейчас дошкольники сдают, в том числе, и нормы ГТО. Это правильно?

- Правильно. И подготовке к этим маленьким экзаменам мы уделяем серьезное внимание. Дело здесь даже не в достижении высоких результатов. Хотя и это тоже, безусловно, имеет большое значение. Но в дошкольном возрасте главное – познакомиться с этим направлением, чтобы в дальнейшем было интересно и не страшно.

- Основа - основой, но вы всегда стараетесь придумать что-то новое, интересное, необычное…

- Скорее даже так: это новое рождается само собой. Все зависит от ребят, которые приходят ко мне на занятия. Но вы правы, придумывать новое нужно. И удивлять тоже. Обычными мячами, например, сейчас уже детей не удивишь и не увлечешь. Поэтому активно используем, например, фитболы. К слову, это очень хороший инструмент для тренировки спины и пресса. Дома тоже его запросто можно использовать. А еще недавно мы закупили стэп-платформы. И теперь начинаем на них заниматься. Тоже очень интересный опыт для детей и взрослых. Думаю, со временем к таким занятиям присоединятся и педагоги, и родители. Здесь важно быть внимательным и… включать мозг. Мы ведь все живем привычками и стереотипами. Вот привыкли на занятиях по физкультуре ни о чем не думать, а теперь не получится! Стэп-аэробика требует активного включения в процесс. Это важно.

- Знаю, что у вас несколько профессий.

- И все они связаны с педагогикой и детьми. По первому образованию я учитель начальных классов. Затем был музыкально-педагогический факультет. А когда уже стала работать инструктором по физической культуре, окончила и факультет физического воспитания.

- Каждая из этих профессий находит применение в жизни и сейчас?

- Да. В основе всего – педагогическое образование. А музыка в моей жизни и в жизни моей семьи есть (и будет) всегда. Уже более двадцати лет я пою в церковном хоре. Моя старшая дочь учится в Костромском музыкальном колледже, младшая – в музыкальной гимназии. А у мужа своя небольшая мастерская по производству гусель. Не поет, не играет, но зато делает замечательные музыкальные инструменты.

 

Умные боги выдумали ноги

- Весенняя самоизоляция вам и вашим воспитанникам далась тяжело?

- Очень. Мы так соскучились по нашим занятиям! Жили с мыслью: «Ну, когда же все вновь встанет на свои места?» И вот вернулись в привычный режим, но заниматься в зале по санитарно-эпидемиологическим нормам не было возможности. Так мы все лето на улице пробегали. Легкая атлетика тоже детям только на пользу. А когда приступили к занятиям в спортзале, то как будто и вовсе забыли, что был этот длительный перерыв. И вот еще какой вывод после самоизоляции я сделала: в семьях спортивному воспитанию во время самоизоляции (а может, и благодаря ей) стали уделять больше внимания. Сейчас в регионе проходит конкурс «На зарядку всей семьей». Ролики участников смотрю с удовольствием. И вижу, что многие занимаются, в том числе, и с серьезным спортивным инвентарем. Это же отлично!

- А кроме спорта, из чего здоровый образ жизни складывается? Вот прямо самые простые советы для детей и их родителей.

- Больше родителям, наверное. Потому что все идет из семьи. Здоровый образ жизни – это правильное питание. Элементарно заменить сладости фруктами и сухофруктами, поменьше использовать в рационе ребенка белого хлеба. Ну и двигательной активности должно быть как можно больше. Обычные прогулки творят чудеса! Да, мы все устаем, всем нам хочется отоспаться в выходные. Но нужно найти силы и время, чтобы прогуляться с ребенком до ближайшей детской площадки, до парка, до набережной. Ходьба для многих из нас, в том числе и для меня, становится редкостью. Сели в машину – и поехали. В садик, школу, на работу. Вечером по такому же сценарию. Однако не зря же говорят: умные боги выдумали ноги. Когда идешь, то мысли просветляются. И на душе радостнее становится. Поэтому всем советую: ходите больше.

- Вы на работу всегда идете с радостью?

- Всегда. И работой это не называю. Это моя жизнь. Каждый будний день в 8.10 встречать своих воспитанников на зарядке, быть с ними на одной волне и в отличном настроении – вот моя жизнь.

Любовь ВОЛОДИНА