Люди

Елена СОКОЛОВА: «Костромские сказки» собирала по крупицам

Печать

27 октября 2020 года

 

А вы читаете сказки? И совсем не страшно, что давно уже вышли из детского и даже юношеского возраста. Ведь и волшебные истории для нас пишут люди взрослые. И пишут так, что веришь. Костромичка Елена Соколова (работающая под псевдонимом Марфа Соколич) писателем себя не называет. Категорически. Говорит, мало еще сделала, чтобы так именоваться. Хотя пишет не первый год. Даже не первое десятилетие. И в последнее время все больше для детей. «Сказочный календарь», «Большой сказочный календарь», «Васины истории» и не только – эти ее книги увидели свет в одном из московских издательств. А еще в течение нескольких лет Елена Соколова продвигала идею выпуска сборника «Костромские сказки». Свершилось и это: в библиотеках региона теперь есть книги, объединившие творчество выдающихся авторов региона из разных эпох, но неизменно талантливых.

 



Не ради себя – ради других
- Елена, в ваших сказках природа такая настоящая и такая живая. Вам, как выпускнице географического факультета МГУ, эта тема, пожалуй, самая близкая.
- Писать о природе здорово. Но не скажу, что очень просто. Обычно, когда пишу на другие темы, жду вдохновения. Ведь сюжет сначала должен родиться в голове, а потом вылиться на бумагу. А с тем же «Сказочным календарем», например, ситуация другая и совсем для меня нетипичная. Сначала приходилось штудировать справочники и энциклопедии, узнавать что-то интересное о повадках тех или иных представителей фауны, а уж потом решать, как все это интерпретировать в сказку. Но что-то приходит и из жизни.
- Это как?
- Бывает очень забавно. Когда жила у друзей в Подмосковье, территория нашего огорода, как выяснилось, была закреплена за семейством ежей. И все лето я наблюдала, как они общаются между собой. В результате родилась правдивая история. Было и такое: вороненок перепрыгнул из гнезда буквально ко мне в руки. Так и прижился. Когда через несколько дней мы выпустили слетка на улицу, то живущие по соседству вороны его, конечно, обступили. Людей даже грозились заклевать. Однако, хоть и прогнали нас, птенца под опеку не взяли. И родители, увы, не объявились. Смотрю из окна, вижу: вороны сидят на деревьях, а наша малышка – на бревнах. Вынесла ей воды попить, а она на руки ко мне бросилась! Так и осталась. Потом нашла себе кавалера. И стала жить «отдельно». Но все равно прилетала навестить, не забывала меня. Отличный, а главное честный сюжет для рассказа, правда?
- Знаю, что идею создания сборника «Костромские сказки» вы продвигали в течение нескольких лет. И не ради себя, ради других.
- Все так и было. Это большая удача, что идею поддержали в Костромском землячестве в Москве. В результате книга вышла тиражом 500 экземпляров. Надеюсь, удастся выпустить и дополнительный тираж. В сборник вошли произведения Александра Островского, Ефима Честнякова, Василия Бочарникова, Бориса Бочкарева, Виктора Константинова, Сергея Савина и несколько моих сказок. Работа над сборником была очень скрупулезной. В отдельных случаях информацию пришлось собирать буквально по крупицам. Например, со сказками Сергея Савина у нас получилась отдельная – удивительная – история. Автора, увы, уже нет в живых. В книгу вошли шесть известных и ранее опубликованных сказок о кошке Машке. Более того, благодаря поэтессе Ольге Колобовой был найден набросок седьмой, совершенно неизвестной до этого сказки все с той же героиней в главной роли. Сказку я отредактировала, доработала. И теперь она тоже в нашем сборнике.

По мотивам сказок снимают мультфильм

- Про знаменитую кошку Машку, кажется, даже собираются мультфильм снять?
- В августе прошлого года на презентации книги «Костромские сказки» презентовали трейлер к мультсериалу «Кошка Машка». Съемочная группа во главе с продюсером Владимиром Репиным специально приехала на встречу в Кострому. Надеюсь, что все получится и мультфильм выйдет на одном из центральных каналов. Трейлер к мультфильму гостям презентации очень понравился. В кадрах угадывается Кострома с ее набережной, торговыми рядами и храмами. И, как отметили те, кто знал Сергея Савина лично, даже образ автора вполне реалистичен.
- Мы все о сказках и о сказках. А ведь произведения для взрослых у вас тоже есть?
- Они есть. Не скажу, что очень «современные». В том смысле, что сейчас я полностью погрузилась в детскую тематику. И вернусь ли в своем творчестве к произведениям для взрослых, не знаю. А вот в том, что буду писать для детей, уверена на все сто процентов.
- Встречи с маленькими читателями проходят на одном дыхании?
- По-разному бывает. За последнее время несколько раз выступала перед костромской публикой, приглашали и в соседний Ярославль. Прекрасно помню, что одна такая встреча оказалась абсолютно провальной. Однако современных детей нельзя обобщить, охарактеризовать в общем и целом. Они все такие разные! Кому-то эти сказочные истории не нужны и не интересны. А кто-то слушает с удовольствием, задает вопросы. Чтение – тоже труд. И здорово, когда ребенок приобщается к нему с детства, умеет размышлять над прочитанным. Еще я не очень люблю оценивать работы на детских литературных конкурсах, потому что сейчас за участников нередко пишут родители. Искренне не понимаю, зачем они таким образом портят своих детей.

От науки к творчеству
- Как сами начали писать, помните?
- Помню, как написала свои первые пьесы. Увидела объявление о конкурсе, нужно было прислать нечто драматическое и для детей, и для взрослых. Написала. И до сих пор считаю те произведения одними из лучших в своем творчестве. А вообще, еще в университете преподаватели замечали, что к написанию тех же курсовых я подхожу творчески. «Да вы тут целое эссе накатали», - говорили мне. Но всерьез я это не воспринимала. Училась в аспирантуре - работала журналистом. Писала даже в «Спид-инфо», когда у них был более «приличный период». Редакторы тоже видели, что стиль у меня, скорее, литературный, нежели публицистический. С этого все и началось.
- Если речь идет о пьесах, то должны быть и постановки?
- Они есть. Правда, в любительских театрах. Знаю даже, что моя пьеса вошла в репертуар детской театральной студии в Эстонии. Интересно, конечно. Но ведь не поедешь ради этого за границу. А вообще о постановках по мотивам моих произведений чаще узнаю постфактум. Вот недавно, например, совершенно случайно увидела в соцсетях информацию о том, что мою пьесу «Пленники волшебного леса» поставили в театральной студии Галича. Очень хотелось бы познакомиться с режиссером и творческим коллективом. И посмотреть постановку вживую тоже хочется. Надеюсь, получится.
- Елена, вы родом из Неи. Теперь ваш дом в Костроме. А Москва – любимый и, кажется, не менее родной город. Как так получается?
- Прижилась в столице. Мой образ жизни многим может показаться «асоциальным». Все время в разъездах, все время на перепутье – между Костромой и Москвой. Москву люблю за то, что жизнь там бурлит. Привыкла к такому ритму. Там окончила университет, училась в аспирантуре, но диссертацию, к сожалению, не дописала. Уже собиралась в научную экспедицию в Архангельск, а тут перестройка - денег у вуза не стало. Мне предложили обойтись без практики, переработать другие научные труды. Но переписывать я не хотела. Так и распрощалась с наукой. Хотя считаю, знания нам дали действительно уникальные.
- И это чувствуется. Вы писателем себя упорно не называете. Почему?
- Потому что пока писателем себя действительно не считаю. И никакого пафоса по поводу того, что делаю, у меня нет. Говорю о себе с иронией: я молодой, начинающий автор.

Любовь ВОЛОДИНА
Фото автора

 

PS: В моей домашней библиотеке есть несколько книг Елены Соколовой (Марфы Соколич). Некоторые даже с авторскими автографами! Читаю с удовольствием. Хоть и не ребенок давно. Познавательно это и очень важно для нас, людей XXI века, вечно спешащих и зачастую оторванных от природы. Советую всем!