Люди

С любовью к дереву

Печать

8 сентября 2020 года

 

«Из глубины веков до наших дней» - выставка под таким названием работает в выставочном центре Костромского музея-заповедника на улице Советской, 41. Центральное место на ней заняли работы шарьинского мастера Николая МАСЛЕНИКОВА. С ним побеседовал наш корреспондент.

 

Медвежьей тропой

Сначала о самой выставке; о том, как она открывалась. Все было очень душевно и правильно. Сначала молодки в вышитых сарафанах встретили гостей

хлебом-солью. Звучали народные песни, ложкари исполняли задорные переплясы, поэты читали стихи. Речей было немного, но доброе слово в адрес участников выставки молвил специально прибывший ради такого случая глава Шарьинского муниципального района Николай Глушаков. Уже одно это говорит о том, какое внимание уделяется в Шарье народным ремеслам.

Шарьинские умельцы представили свои работы по лоскутному шитью, вышивке и вязанию, но главное - резьба по дереву. О ней-то и авторе работ следует сказать подробнее. Потому что резьбой занимаются многие, а Николай Маслеников возвел это в степень искусства. Достаточно взглянуть на фигурки его животных, особенно медведей, или посуду и мебель. Недаром он единственный в области среди резчиков по дереву носит звание народного мастера России. А еще представлены в экспозиции чаши-братины в образе птиц, ладья с гребцами, стилизованная под герб Костромской области. Смотришь на выступающие из дерева головы кабана и лося с раскидистыми рогами - удивляешься, неужели деревянные?

Так вот, медведи. Вырезать «косолапых» художник особенно любит. Это визитная карточка Николая Масленикова. Скульптур с изображением хозяина леса у него более сотни. Образ мощного лесного зверя – самый любимый с детства. Николай Алексеевич однажды даже сам сыграл роль медведя в постановке народного театра «Обыкновенное чудо» по пьесе Евгения Шварца.

Каждый из изображенных хищников отличается своим характером. Мастер сумел рассмотреть их в древесине и вынес на свет. Его работы не оставляют равнодушными, и даже кажется, что они в свою очередь пристально рассматривают людей.

 

От деда к внуку

- Как получилось, что вы занялись резьбой по дереву? У вас в роду были еще мастера? – спрашиваю я Масленикова.

- По рождению я из Вохомского района. Село Согра, там окончил восьмилетку. А с деревом начал работать с ранних лет. Дед Иван Николаевич был лучшим столяром в колхозе. С войны он пришел израненный, была перебита правая рука. И вот, будучи инвалидом, он делал прекрасную мебель. Мне, уже начиная с четырех лет, нравилось смотреть, как он работает, нравился запах стружки.

- И вы начали ему помогать?

- Дед меня сначала гонял от верстака, а потом, увидев мою тягу, подарил мне ножик для резьбы, показал приемы. И вот я начал мастерить: кубики, петушков, собачек, кошек. Меня хвалили, я гордился. Как-то в школе у нас был смотр военного строя и песни. Я уже учился в восьмом классе. Мне поручили сделать для смотра какое-нибудь оружие. У деда было охотничье ружье. И я взял его за образец. Выстругал, покрасил и пошел с этим ружьем в школу. Завуч увидел и отобрал, принял его за настоящее. Так что именно дед на всю жизнь привил мне любовь к дереву.

Когда я услышал от Масленикова про ружье, то сразу вспомнил, что на выставке видел сделанный им из дерева немецкий автомат «шмайссер». Тонкая работа, один к одному, но вот такой нюанс: дуло автомата завязано узлом, и стрелять такое оружие уже не может. Смысл понятен: враг нам не страшен, потому что есть у нас богатыри, есть сила русская, подковы руками гнем, не то что какой-то «шмайссер».

Эту символичную работу мастер выполнил к 75-летию Великой Победы. Она не единственная. Мне запомнилась коптилка-гильза. Ими пользовались фронтовики в землянках и блиндажах. Николай Алексеевич вырезал такую же из дерева, когда-то он видел подобную у деда. И пламя, словно настоящее, и надпись идет вкруговую: «Враг будет разбит, победа будет за нами! 1941-1945».

 

Дело мастера боится

- Николай Алексеевич, а кто вы по основной профессии?

- Так это и есть моя профессия. Резьба по дереву для меня не хобби, а главное дело. В 1984 году я окончил Богородское училище художественной резьбы по дереву, сейчас это высшая школа народных искусств. И с тех пор работаю по этой специальности. Сначала на фабрике народных промыслов. Сейчас завклубом в селе Николо-Шанга Шарьинского района, одновременно веду там кружок резьбы.

- Сейчас и в народных ремеслах появляются новые веяния, вас это коснулось?

- Как вы уже поняли, я люблю изображать животных. В основном работаю в техниках богородской и домовой резьбы. Но вот недавно участвовал в конкурсе резьбы бензопилой. Есть сейчас такое модное направление. И я сделал для городского парка двухметрового воющего волка. Многим понравилось, появились отзывы в соцсетях.

Где-то месяц назад проходил у нас в Шарье конкурс «Марийские легенды Поветлужья». Тема была «Марийские сказки». Я для этого конкурса сделал две деревянные скульптуры. Одна из них - Белая девочка, Ош-Лебедушка. Есть  у народа мари такая сказка, где девочка превращается в лебедя.

- Кому передаете мастерство?

- Уже лет тридцать, как я веду кружки и студии резьбы по дереву, где занимаются как дети, так и взрослые. Если посчитать, то у меня, наверное, больше тысячи учеников. Некоторые по-настоящему увлеклись этим делом, окончили училище. Стали профессиональными резчиками.

 

Всегда в поиске

- О творческих планах расскажете, Николай Алексеевич?

- Сейчас при поддержке главы района Николая Глушакова начинаем новый проект. В позапрошлом веке в селе Рождественское существовали мастерские помещиков Лугининых. Там мастера на токарных станках делали деревянную посуду - тарелки, миски, стопки. И мы подумали, что это можно возродить и даже сделать брендом Шарьинского района. Ведь и выставка эта не случайно называется «Из глубины веков до наших дней». Надо не только придумывать новое, но и сохранять то, что досталось от предков.

Про Масленикова мало сказать, что он талантливый и самобытный. Само превращение обрезка дерева в произведение искусства - это настоящее волшебство, на которое уходит от нескольких часов до нескольких месяцев. При этом у каждого мастера свой стиль работы, своя техника исполнения. Маслеников, например, считает, что самое сложное в его работе - передать не внешнее сходство, а внутреннее напряжение, характер. Искусствоведы отмечают такие достоинства его произведений, как экспрессию, динамику движения, эксперименты с разным цветом дерева, различными стилями и направлениями.

Рассматривая работы Масленикова в зале музея, иногда ловил себя на том, что в воздухе витает неповторимый запах свежей стружки. Он знаком каждому, кто работает с деревом. Теплые и умелые руки преобразили природный материал, отшлифовали, заботливо укрыли слоем лака - чтобы сохранить на многие годы.

Так работает и живет Николай Маслеников. Вот уже почти сорок лет длится его взаимная любовь с деревом. Через этот благодарный материал нам открывается характер народа, а также мир самого мастера – человека ищущего, творческого, который продолжает удивлять и радовать.

Андрей ДОБРЕЦОВ

 

Наша справка

Николай Маслеников принимал участие в выставках самодеятельных художников и мастеров декоративно-прикладного искусства в Шарье, Костроме, Санкт-Петербурге, Таллинне, Москве. Работы Николая Алексеевича находятся в музеях и частных коллекциях США, Германии, Испании, Австрии, Италии, Польши, в администрации Костромской области, в мэрии Москвы, в правительстве Российской Федерации, во многих городах России. Он неоднократно награждался Почетными грамотами и Благодарственными письмами разного уровня. В 2006 году ему было присвоено звание «Народный мастер России».