Люди

Штурвал в крепких руках

Печать

11 августа 2020 года

 

Генеральный директор Костромского авиапредприятия Александр ЛУКИН считает, что главное для пилота – не забывать о земле.

 

40 лет – полет нормальный

Да, именно столько, уже четыре десятилетия, жизнь Александра Алексеевича Лукина связана с нашей областью. Прибыл он в Кострому в 1980 году, получил назначение в авиаотряд  командиром вертолета Ми-2. И началась напряженная летная работа: пассажирские перевозки, рейсы санавиации, полеты по обеспечению сельхозработ.

Позднее он осваивает самолет Ан-26 и получает допуск к выполнению полетов на этом типе. Это довольно редкий случай, когда человек может управлять совершенно разными типами воздушных судов, такие люди очень ценятся в авиации.

А родился Александр Лукин в старинном городе Ростов Великий, что в Ярославской области. Там прошло его детство, школьные годы. В 1974 году он стал посещать занятия в Ярославском учебном авиационном центре. Многих мальчишек тогда увлекало небо, но у Александра это стало делом всей жизни. Он поступает в Кременчугское летное училище гражданской авиации, успешно оканчивает его, несколько лет работает пилотом в Иркутской области. А потом была (и остается до сих пор) Кострома.

Здесь он быстро раскрывается как специалист, растет, учится. В 1990 году оканчивает командный факультет Ленинградской академии гражданской авиации, его назначают командиром летного отряда. И потом – только вверх по служебной лестнице. В 2002 году он становится директором авиапредприятия.

С тех пор оно несколько раз переименовывалось, меняло форму собственности, но неизменно было одно – у штурвала всегда находился генеральный директор Лукин. Под его руководством предприятие прошло и выдержало многие испытания. Александр Алексеевич проявил себя опытным организатором, умеющим сплотить коллектив, не пасующим перед самыми сложными задачами.

 

То взлет, то посадка

Тут надо сказать, что за свою 75-летнюю историю авиапредприятие пережило разные периоды. Были времена расцвета, наблюдались и спады. Вскоре после войны начались первые рейсовые полеты в Москву, Иваново, Горький, Вологодскую область. В это же время строился костромской аэропорт. В 1957 году на его базе появились первые вертолеты.
Шестидесятые-семидесятые годы стали временем активного развития костромского авиаотряда. Самолеты из Костромы летали в Москву, Ленинград, Горький, Воронеж, Орел, Самару, Иваново, Саратов, Ижевск, Казань, Харьков, Уфу, Рязань, Пензу, Набережные Челны и Киров.
В девяностые годы штат сократился более чем в два раза, исправной авиатехники практически не осталось. Нашим вертолетам приходилось работать на коммерческих рейсах в Польше, самолетам – в Заире и Пакистане. Но даже в это нестабильное и сложное время продолжала трудиться санитарная авиация, совершавшая полеты в самые отдаленные места Костромской области.

- Предприятие существовало, но оно как болото зарастало, - рассказывает об этом периоде сам Лукин. - Мы достигли такого уровня, что через полгода ни одного высококлассного специалиста не осталось бы. 

Набирая высоту

В это непростое время и раскрылись лучшие качества руководителя. Тогда в стране повсеместно закрывались и приватизировались региональные авиапредприятия. Или, что еще хуже, они дробились: воздушные суда оказывались у одного собственника, а наземный комплекс – у другого. Лукин сумел сохранить предприятие (одно из немногих в стране) как единое целое, проявил себя руководителем с перспективным мышлением, умеющим смотреть на годы вперед.

В 2006 году в Костроме появляются первые за всю историю существования авиапредприятия крупные пассажирские и грузо-пассажирские самолеты АН-26. Благодаря такому подходу, в 2010 году произошло второе рождение авиапредприятия, полный пакет акций перешел в ведение Костромской области. Возобновляется регулярное сообщение с Москвой, Санкт-Петербургом, Анапой, Симферополем. И вот уже десять лет Костромское авиапредприятие не просто живет, но и развивается.

На сегодняшний день в парке костромской авиации имеются вертолеты Ми-2, самолеты Ан-2, Ан-26 и Ан-26-100. Предприятие осуществляет регулярные пассажирские авиаперевозки, обеспечивает санитарной авиацией удаленные населенные пункты региона, выполняет заявки санитарной авиации по доставке пациентов в медицинские учреждения соседних областей. В декабре 2017 года парк обновился за счет приобретения современного вертолета «АНСАТ». Время доставки пациентов в областной центр сократилось.
Костромскому аэропорту есть чем гордиться. Согласно рейтингу одного из ведущих авиационных интернет-порталов России «Эйрлайнс-Информ», авиапредприятие удостоено оценки «пять звезд». В ближайших планах  - реконструировать взлетно-посадочную полосу. Ее необходимо капитально ремонтировать и удлинять, продолжать работу по оборудованию навигационными системами.

Что еще отличает генерального директора Лукина - несмотря на загруженность, он до сих пор не расстается с небом. Вот уж про кого не скажешь, что он кабинетный работник! Александр Алексеевич ежегодно подтверждает допуска и в качестве пилота садится за штурвал. Есть такие люди, им нужно ощущение полета. А вместе с руководителем и весь коллектив набирает высоту.

Сергей ЛАВРЕНТЬЕВ