Люди

Данил Малышев: Роспись – это дело моей жизни

Печать

21 июля 2020 года

 

В 2005 году в Кострому с рабочим визитом приезжал Владимир Путин. В рамках поездки президент посетил выставку костромских умельцев в «Губернском». У одного из стендов он подошел к мальчику, расписывающему берестяной туесок, и попросил попробовать мазнуть. Юного костромича звали Данил Малышев. И сегодня, спустя пятнадцать лет после того памятного события, он - герой нашей рубрики 13-й стул.

 

Неожиданная встреча

 - Данил, не растерялись, увидев президента?

 - Растерялся – не то слово! Для меня это было полной неожиданностью, волновался жутко.

 - О чем удалось пообщаться с главой государства?

 - Говорили мы совсем не много. Отложив кисть, он спросил у меня, нормально ли получилось. Я ответил, что для первого раза сойдет!

 - Как давно вы занимаетесь народными ремеслами?

 - Это мне еще в детстве предречено было. Все началось с выбора имени. Мама долго думала, как назвать сына, который вот-вот должен был появиться на свет. И однажды вечером, сидя перед телевизором, они с бабушкой решили:  какое первое имя прозвучит, так и назовем малыша. А там шла сказка по произведению «Каменный цветок» Павла Бажова. И главного героя звали Данила-мастер. Так я и стал Данилом. Как и все в жизни, это, видимо, было не случайно. Сказочный Данила был камнерезом. Я тоже занимаюсь мастеровым делом, но малярным. Рисую со школьных лет.

 - В художественной школе обучались?

 - Роспись я начал осваивать в школе ремесел при детско-юношеском центре «Чудь». Сначала занимался городецкой росписью под руководством Светланы Вениаминовны Халдиной. Затем перешел на костромскую роспись. Уроки давала Елена Сидоровна Мышко. Поступил в Костромской технологический институт, где получил профессию инженера-технолога художественной обработки металлов. Собственно, по ней сейчас и работаю. А роспись – это дело жизни.

Древо жизни

 - Когда у нас появилась костромская роспись?

 - Костромская губерния издавна славилась мастерством росписи по дереву. Официально костромской метод росписи был зарегистрирован в 1821 году, но появился гораздо раньше. В давние времена на костромской земле было слабо развито сельское хозяйство, зато процветали промысловые артели. Костромская роспись – это отхожий промысел. Строители, печники, моляры собирались группами и уходили на заработки в другие города. Существует даже легенда, что Санкт-Петербург практически полностью был построен мастерами из Костромы. А маляры-художники собирались в артели по четыре-пять человек, ходили по деревням и расписывали избы. Так появилась домовая костромская роспись.

 - В чем ее уникальность, отличительная особенность?

 - Она относится к свободным кистевым росписям. Рисунок наносится без предварительного наброска, и поэтому получается мягким, объемным. Сначала раскладываются основные цветовые пятна, так называемый подмалевок. А потом они оживляются другим цветом – в основном белым. Прописываются лепестки, животные птицы и другие элементы.

 - Из каких элементов складывается композиция?

 - В костромской, как и во всех северных росписях, мотив букета является основным. Он является олицетворением Древа жизни, райского дерева. Часто на его вершине или ветвях писались птицы. Это символ священности Древа.
Птиц могло изображаться и две - они символизировали жениха и невесту, мужа и жену, хозяина и хозяйку дома. Излюбленный мотив костромских маляров-отходников - львы. Густая грива и закрученный петлей над спиной хвост, раскрытая зубастая пасть и высунутый из нее алый язык создавали образ дикого зверя. Изображали львов в профиль. Также часто писали схватку двух львов, в которой они стоят на дыбах напротив друг друга. Но какими бы суровыми ни писали львов маляры, они обязательно будут окружены цветами или будут изображены у основанияДрева. Ведь лев в костромской росписи является хранителем этого Древа, дома, семьи, рода.

Без прошлого нет будущего

 - Данил, вы как художник, что предпочитаете расписывать?

 - Сейчас, в основном, расписываю малые формы – солонки, сахарницы, шкатулки, разделочные доски, ложки. Очень оригинально рисунок смотрится на сувенирной продукции, украшениях. В прошлом году посчастливилось расписать целый домик!

 - Расскажите.

 - Это было в Крыму, на молодежном фестивале «Таврида – Арт», в бухте Капсель под Судаком. Куратору арт-квартала понравилась моя идея расписать домик, в котором обычно живут участники смен. Честно – волновался, получится ли. Дело все-таки ответственное. Думал, работа займет не менее двух дней. В итоге справился за шесть часов. И результат всем понравился! Теперь в Крыму есть частичка костромской народной культуры.

 - Не только культуры, но и души! Почему, на ваш взгляд, важно не забывать родные традиции?

 - Потому что без прошлого нет будущего. Отрадно, что народная культура в настоящее время возрождается. Я это вижу на ярмарках, фестивалях в разных городах России, в которых участвую, когда есть возможность. Даже их названия говорят сами на себя: «Голос ремесел», «Живая старина», «Расписная суббота», «Русь мастеровая». Фестивали – это не только возможность заявить о своем творчестве, но и теплые встречи с близкими по духу людьми. В Москве, к примеру, сформирована целая фольклорная тусовка, куда съезжаются люди со всей страны. Люди, которые живут народной культурой. На вечерках мы играем в народные игры, поем песни, танцуем и, конечно, общаемся – интересы-то общие!

 - Поделитесь своими творческими планами.

 - Роспись стала для меня неотъемлемой частью жизни. Это как необходимость в еде или сне. Без красок и кистей уже никак. Поэтому в творческих планах - продолжать заниматься этим ремеслом. Хочется, чтобы в каждом доме было изделие с костромской росписью. Потому что это наше – родное!

Ольга ТАТАРИНОВА

Фото из архива Данила Малышева