Город

Когда деревья были большими

Печать

3 сентября 2019

С каждым годом в Костроме ремонтируется все больше дорог. И делается это не для того, чтобы «освоить деньги» и отчитаться. Главное — качество, обновленные магистрали должны быть надежными и красивыми.

 Для людей делают

Мы, горожане, можем ничего не знать о состоянии подземных коммуникаций, зато про дороги нам известно все. Они перед глазами и, что важнее, под ногами, мы ими ежедневно пользуемся и от души ругаем городскую власть за все ямы на проезжей части и тротуарах.

Но нынче даже записные критики поутихли. Только очень уж предвзятый человек возьмется сегодня утверждать, что дороги в городе не улучшились.

В Костроме в 2014-2018 годах отремонтировано 70,7 километра дорог. Новый асфальт уложен на десятках улиц. На эти цели из областного дорожного фонда было направлено 1,2 миллиарда рублей. До 2024 года в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» будет отремонтировано более 90 километров улично-дорожной сети города.

О пешеходах дорожники тоже не забыли. Каждый год ремонтируется 80-90 тысяч квадратных метров тротуаров. Ливневка приводится в порядок, делаются бордюры, становятся новые светофоры. Добавьте к этому около 12 тысяч погонных  метров металлических ограждений, отделяющих поток машин от пешеходной зоны. На улицах стало красиво и безопасно.

В текущем году в Костроме ремонтируется 14 участков городских дорог общей протяженностью 14,1 километра. На эти цели предусмотрено 530 миллионов рублей. Для сравнения: в 2014 году город потратил на дорожные работы около 180 миллионов рублей.

Проверки на дорогах

Городские власти стараются не только увеличить объемы финансирования, но и осуществляют тщательный контроль за расходованием бюджетных средств. К этому привлекается общественность. Начиная с 2015 года, инициативная группа костромичей оценивает качество работ, участвует в приемке объектов. Идея отличная, народные контролеры реально влияют на городское благоустройство. Они продолжают это делать и нынешним летом.

В прошедший четверг, например, общественники проконтролировали ход ремонтных работ на очередных двух улицах. На Нижней Дебре, на участке от дома № 19 до улицы Чайковского, кроме стандартного ремонта проезжей части и тротуаров, выполняется устройство автомобильных парковок. Они разместятся в районе онкодиспансера. Возведение нового корпуса этого объекта здравоохранения потребовало и строительства новых участков коммунальных сетей. Эти работы проведены до начала ремонта дорожного покрытия. К асфальтированию дорожники приступили после подключения диспансера к сетям водоснабжения, канализации и теплоснабжения.

На сегодняшний день на Нижней Дебре завершена укладка нижнего слоя асфальтобетонного покрытия проезжей части и плитки на тротуарах, завершается установка бордюрного камня. Началась укладка верхнего слоя асфальтобетона. Стоимость ремонта — 15,7 миллиона рублей.

Отличительной особенностью работ этого года стало более активное использование тротуарной плитки в центральной части города. В таком же исполнении будут выполнены тротуары и на улице Князева, которая ремонтируется на всем протяжении. Побывав здесь, участники общественного контроля высказали пожелания подрядчику. Они касались доступности пешеходных переходов и остановок общественного транспорта маломобильными группами населения.

 

Опасная улица

А днем раньше общественники побывали на улице Шагова. Дорожный участок от улицы Ивана Сусанина до площади Сусанинской в этом году ждет комплексное благоустройство. Оно предполагает приведение в порядок проезжей части и тротуаров, устройство ливневой канализации, заездных карманов на остановках, планировку газонов, замену зеленых насаждений. Общая стоимость работ составляет 44 миллиона рублей.

В первом квартале улицы Шагова, входящим в исторический центр города, работы на сетях близятся к завершению. Пришла очередь проезжей части и тротуаров. Ох уж эти шаговские тротуары, они у всех притча во языцех! Ни на одной улице-луче, отходящей от центральной площади, нет таких ям и рытвин — ноги сломаешь.

Но чтобы приступить к работам, нужно что-то делать с деревьями. Они высажены в хаотичном порядке, бессистемно. Их посадка проводилась как городскими службами, так и жителями самостоятельно, в разные периоды. Часть тополей и берез — аварийные, представляют угрозу для пешеходов и электроснабжения. В связи с этим принято решение о полной замене этих деревьев.

— Улица Шагова давно требует преобразований, — отметил участник группы общественного контроля Дмитрий Михеев. — И здесь мы должны смотреть шире: не только на ремонт дороги и тротуара. Имеющиеся здесь деревья — достаточно старые, их уже неоднократно обрезали, но проблему это не решает.

В администрации года Костромы объясняют: около 100 старых насаждений будут заменены на новые. Планируется посадить уже достаточно взрослые деревья — высотой около трех метров со сформировавшейся кроной. Скорее всего, это будут низкорослые липы или клены. Такие породы деревьев помогут избежать проблем в дальнейшем — они не будут доставать до линии электропередачи и украсят улицу.

 Пилить нельзя оставить

Предложение о замене старых деревьев на новые обсуждали с общественниками еще в прошлом году, в период формирования планов дорожного ремонта на 2019 год. Был проведен опрос жителей первого квартала улицы Шагова, и схема благоустройства у них также нашла понимание. Казалось бы, вопрос решен.

Но когда на улице появились рабочие с пилами, отдельные жители стали выражать несогласие. Их позиция сводилась примерно к следующему: «Мне эта березка дорога как память, ее еще мама посадила, поэтому пилить не дам». Как обычно, нашлась поддержка в лице ревнителей экологии и исторического прошлого. Например, они стали приводить такой довод: дома на Шагова — памятники архитектуры. Они находятся под охраной, а если мы заменим насаждения, то и вид улицы изменится. И тем самым будет нанесен ущерб нашему наследию.

Администрация города поступила разумно: раз есть возражения, надо еще раз собраться всем сторонам, все обговорить, найти решение. И в конце прошлой недели обсуждение такое в мэрии состоялось. Участвовали жители улицы Шагова, общественники, депутаты гордумы, специалисты городского хозяйства.

— Наше предложение — заменить все деревья на растения одного сорта и одного возраста, посадив их с определенным шагом. Чтобы они создавали ритм, не ме­шали восприятию зданий и создавали некую эстетику. И в то же время бы­ли безопасными для зданий и для людей, — высказал свою позицию главный архитектор г. Костромы Владимир Якимов.

Он же объяснил несостоятельность опасений об утрате исторического вида улицы, показав дореволюционные фотографии. На них мы видим улицу Шагова (прежде Марьинскую) с домами на ней, тротуары с керосиновыми фонарями, но — внимание! — никаких газонов и деревьев. Насаждения здесь появились много позже, уже в советский период, где-то в 50-60-е годы XX века. Таким образом, речь о сохранении архитектурно-исторического наследия в нашем случае не идет.

 Чем хуже, тем лучше?

Мне в связи с этим вспомнились бурные баталии двенадцатилетней давности, когда администрация решила вернуть первоначальный облик центральной площади Костромы. На «сковородке» спилили старые деревья, восстановили дореволюционную планировку. И что же? Раскрылась архитектура окружающих Сусанинскую площадь зданий, все своеобразие планировки города. Годы прошли, проверка временем состоялась, костромичи признали правильность решения. И где сейчас те оппоненты? Никуда не делись, им важен даже не повод, а состояние борьбы. Нынче вот «борются» за улицу Шагова.

— Нас интересует только такой вариант: сохра­нить старые деревья. А подсадка новых возможна лишь там, где их недостает, —  заявила на обсуждении жительница улицы Дарья Козырева.

Но противников у нее оказалось значительно больше. Им неинтересна позиция «чем хуже, тем лучше». У них свои доводы: хотим ходить по нормальным тротуарам, ездить по мостовой без ухабов, жить в светлых квартирах, где свет не закрывают деревья. Большинство считает, что преобразования необходимы. Благодаря им улица станет безопаснее, обретет ухоженный вид.

— Те, кто стоит против любых изменений в озеленении, не предлагают ничего конкретного, — отметил участник группы общественного контроля Сергей Кириллов. — Когда мы были на улице Шагова, многие люди подходили и говорили: нам нужны изменения. Исторический облик сохраняется, но улучшается состояние инфраструктуры, дорожной сети. Она подразумевает и модернизацию озеленения. Нужно все привести в соответствие нормам, в тот красивый эстетический вид, который бы сохранял и культурное наследие этой улицы, и экологическую среду.

Основное пожелание, высказанное участниками обсуждения в адрес администрации города – обеспечить надлежащее содержание вновь посаженных деревьев, уход за ними. Сами же посадки, а новые деревья появятся также на улицах Князева и Депутатской, запланированы осенью. Это, по мнению специалистов, оптимальное время.

Евгений НИКИТИН