Город

Поплывут над Волгой древние звоны

Печать

3 апреля 2018 года

 

Через несколько дней православный мир будет отмечать Светлую Пасху. На праздничных богослужениях торжественно зазвучат колокола. Совсем скоро, уже в этом году, в этот перезвоне свою ноту возьмет колокольня Костромского кремля.

 

Дорога к храму

В середине марта на площадку возрождаемого храмового комплекса доставили 18 колоколов. Они отлиты из сплава меди, серебра и олова по старинной технологии на знаменитом заводе в городе Тутаев Ярославской области. Самый главный, так называемый благовест, весит 16 тонн. Это один из самых больших колоколов в России. Его изготовили по старинным чертежам. На боках - изображения иконы Николая Чудотворца, Богоявления, в честь названия восстанавливаемого Богоявленского собора храма.

Колокола привезли в Кострому специальным транспортом. Ценный груз встречали губернатор области Сергей Ситников, меценат и благотворитель Виктор Тырышкин, митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт. По этому случаю был отслужен молебен.

Когда-то в кремле находились каменные Успенский и Богоявленский соборы с 64-метровой колокольней работы зодчего Степана Воротилова. Звон ее колоколов по Волге разносился далеко по окрестностям и в тихую погоду был слышен даже в Ярославле. В 1934 году кремлевские храмы были взорваны. На их месте разбили Центральный парк, а на постаменте памятника 300-летию династии Романовых установили монумент Ленину.

И вот уже два года ведутся работы по восстановлению утраченного. С руководителем проекта известным архитектором Алексеем ДЕНИСОВЫМ встретился и задал несколько вопросов корреспондент «КВ».

- Алексей Михайлович, колокольня уже приобретает свои очертания. Где будут установлены колокола?

- Площадка для колоколов, мы называем это ярус звона, начинается на отметке 21 метр. Колокольные балки установлены на высоте 27 метров. Колокола будут висеть на своих исторических местах. Они точно повторяют утраченные по размерам, декору, даже по звуку.

- Как вы оцениваете их качество?

- В Тутаеве наш заказ очень сделали отлично, там хорошие мастера. Делают по старинной технологии – применяют специальную глину, формы из воска.

- Установка колоколов – это сложная инженерная операция?

- На Руси это было отработано, были специалисты. Иногда рядом со звонницей насыпали земляной холм и оттуда уже передвигали колокол. Иногда строили деревянную башню.

- Как поступите с самым большим колоколом?

- Вес 16 тонн – не каждый кран поднимет. Будет заказан специальный кран в другом регионе, потому что в Костроме таких даже и нет. Смонтируем выносные консоли-платформы, на них поставим колокол, а потом уже сдвинем его на постоянное место. Конечно, и во времена Воротилова большие колокола поднимали, но сейчас это будет сделано с применением технологий и возможностей XXI века.

 

Указывали путь и время

По проектам Денисова восстанавливались храм Христа Спасителя в Москве, Успенский собор в Ярославле. Нынешнюю свою работу архитектор считает не менее важной. Строительство ведется по сохранившимся старым чертежам, но с использованием современных материалов.

- Костромская колокольня – выдающееся произведение эпохи барокко, шедевр архитектуры, - говорит Алексей Михайлович.- Она во многом похожа на так и не реализованный проект Растрелли – его вариант колокольни Смольного монастыря в Санкт-Петербурге. Видимо, он каким-то образом стал известен Воротилову и был принят им за основу.

- Насколько мне известно, шесть маленьких колоколов из числа привезенных, предназначены для курантов, которые будут установлены в верхней части колокольни.

- Их можно видеть и на старых фотографиях. Эти часы с боем были устроены в 1820 году тульскими мастерами братьями Полушкиными, костромичи узнавали по ним время. Уже подобрана мелодия. У нас будет звучать Глинка, песня «Славься» из оперы «Иван Сусанин». Прежде это был гимн Российской империи.

- Алексей Михайлович, я вижу в вашем кабинете необычное металлическое изделие высотой в два метра…

- Это элемент декора - вазон, увенчанный светильником. На ярусах колокольни их было около 40. В старину они заправлялись маслом и в ночное время указывали путь судам по Волге.

- То есть, колокольня выполняла еще и роль маяка?

- Да, сейчас эта функция неактуальна, тем не менее мы весь этот декор восстанавливаем. Лампы, конечно, ставим электрические, и вечером подсветка будет выглядеть очень эффектно. Вазоны сделают в костромской художественной мастерской Ивана Вдовичева. Тот образец, что вы видите, он из меди. Остальные будут из нержавеющей стали, сверху гальваническое покрытие, имитирующее сусальное золото.

- Какой следующий этап работы?

- Будем достраивать колокольню, ставить шатер. Лифты уже прибыли, лежат на складе, производства Греции с немецкими моторами. Качественные, бесшумные, надежные.

 

Голос Костромы

Считается, что звук, издаваемый колоколом, обладает чудесной силой. Не случайно его называют «звонкой иконой» и «молитвой в бронзе». Уже много веков колокол служит на Руси не только средством для оповещения о начале службы, но прежде всего - символом нашего духовного пробуждения.

- Вы все просчитываете на два шага вперед. А о том, кто будет звонить в ваши замечательные колокола, уже подумали?

- У нас в стране уникальная школа колокольного звона, сохранились звонари. Мы пригласили очень хорошего специалиста, и он согласился. Есть такой человек – Владимир Дегтярев, он учился у звонарей Троице-Сергиевой лавры, по образованию дирижер. Он даже ездил по Европе с концертами, часто выступает в различных городах. Попробовав звучание наших колоколов, он сказал «Чудо!».

- То есть, вы заполучили сюда своего рода звонаря-звезду?

- Думаю, что в колокольном деле он – один из лучших в России. Сейчас он занимается системой подвески колоколов. Это очень важно. Балки будут металлические, обшиты кедром. Ведь они несут большие динамические нагрузки в результате движений и вибраций звонящего колокола. Поэтому надо продумать систему гашения колебаний, амортизации.

- Вам как автору проекта приходится заниматься и такими вопросами?

- Для архитектора нет мелочей. Проектируя колокольню, мы понимали, что Волга рядом, большая водная поверхность, это тоже влияет на акустику, распространение звука. Идеальные условия для него создает и сама веерная планировка города. На кремль сориентированы все улицы. И эти улицы – своего рода акустические каналы, звук по ним распространяется на всю окрестность. Мы хотим, чтобы сюда ездили слушать колокольный звон так же, как сейчас ездят в Ростов Великий. Это будет возвращение голоса городу. То, что слушали наши предки, а теперь будем слушать мы и наши потомки.

Сергей ЛАВРЕНТЬЕВ