Город

Безопасность, качество, скорость

Печать

23 ноября 2021 года

 

С каждым годом в Костромской области ремонтируется все больше дорог. И делается это не для того, чтобы «освоить деньги» и отчитаться. Главное – качество, обновленные магистрали должны быть долговечными и надежными.

 

Важен результат

В свое время наш регион оказался в стороне от больших средств, которые выделялись на решение дорожной проблемы. Трудно поверить, но в не столь уж далеком 2012 году было отремонтировано всего четыре километра дорог. Отрасль находилась в глубоком упадке. Отсутствовали и финансовые, и технические ресурсы для надлежащего содержания областных и городских дорог.

Что же изменилось? Для сравнения: в 2020 году только «Костромаавтодором» реконструировано и отремонтировано 139 километров, а всего в нормативное состояние приведено 260 километров дорог. Для области это - настоящий прорыв!

Дела сейчас, действительно, разворачиваются серьезные. Об их масштабах говорил недавно губернатор области Сергей Ситников.

- Нам уже привычно оперировать сотнями километров ежегодно ремонтируемых дорог, десятками единиц приобретаемой современной специализированной дорожной техники, миллиардами рублей, предусмотренных в бюджете области. Это говорит о том, что принятые на уровне региона решения по развитию, а фактически созданию заново дорожного хозяйства области, привели к реальным результатам, - отметил глава региона.

Такие масштабы задает участие в национальном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Мы включились в него три года назад. Что он принесет людям, экономике, отдельно взятому региону? До 2025 года в нашей области отремонтируют 1050 километров региональных и межмуниципальных магистралей. Стоимость всего запланированного составит более 16 миллиардов рублей.

Программа дорожных работ была детально проработана, она идет с нарастанием. Если в 2019 году объем финансирования составил 1 миллиард 222 миллиона рублей, то начиная с 2021 года, средств вкладывается в 2-2,5 раза больше.

Эти суммы беспрецедентны для региона. Есть такой показатель – процент дорог, находящихся в нормативном состоянии. Так вот, за шесть лет он вырастет с 20 до 50. То есть, половина наших магистралей станут безопасными и качественными, сократится количество ДТП, быстрее пойдет развитие экономики. А еще вырастет инвестиционная привлекательность региона; ведь туда, где плохие дороги, бизнес вкладываться не станет.

 

 

Проверка на дорогах

На большинстве объектов регионального значения ремонты в этом сезоне уже завершены. Взять дорогу от Нерехты до Арменок, протяженность ее 24 километра. Здесь отмечается высокая интенсивность движения, на пути расположено 25 населенных пунктов. Многие жители ездят на работу в город, курсирует общественный транспорт, школьные автобусы, большегрузы везут стройматериалы из местных карьеров.

Дорога включена в президентский национальный проект. В 2019 году было отремонтировано 3 километра покрытия, в прошлом году - еще 4,2 километра.

В этом сезоне нерехтские дорожники отремонтировали участок протяженностью 5,2 километра, проходящий через села Ежово и Емсна. Здесь уложено два слоя асфальтобетонного покрытия, обустроены съезды к домам, укреплены обочины.

Кроме того, проведены мероприятия по повышению безопасности дорожного движения – установлены новые остановки общественного транспорта, искусственные неровности на проезжей части, дорожные знаки, барьерное ограждение и сигнальные столбики.

Уложен асфальт на участках дорог Галич-Орехово-Буй, Кострома-Сусанино-Буй, Судиславль-Глебово. Финальная приемка прошла на трассах Степаново-Антропово-Крусаново, Буй-Любим, Пыщуг-Павино-Вохма-Боговарово, Мантурово-Верхнеспасское, Якимово-Нея, Якимово-Нежитино, Нея-Николо-Палома, Рождественское-Одоевское-Конево, Коряково-Бакшейка, подъездах к Мантурово, Адищево и Коряково.

Есть такое выражение: «Помогают тому, кто делает». А делается в области немало. В прошлом году в Костроме на выездном заседании профильного комитета Совета Федерации выступал первый заместитель министра транспорта РФ Иннокентий Алафинов. Он отметил, что в нашей области темпы ремонтов дорог по нацпроекту в два раза выше, чем в среднем по России.

Два месяца назад на заседании правительственной комиссии по региональному развитию вице-премьер Марат Хуснуллин высоко оценил работу губернатора Сергея Ситникова и по организации ремонта дорог. Он отметил, что Костромская область идет по строительству и ремонту дорог с опережением.

Как результат: области выделяют дополнительные средства. В прошлом году, например, Кострома получила плюсом к запланированному 252 миллиона рублей. Средства были направлены на ремонт четырех улиц. Еще 150 миллионов рублей выделены на капитальный ремонт путепровода в микрорайоне Юбилейный и моста через реку Черную.

Наводим мосты

Область продолжает системную работу с федеральным ведомством. В марте этого года состоялась встреча Сергея Ситникова с министром транспорта России Виталием Савельевым. По ее итогам регион смог привлечь дополнительные средства на ремонт дорог и искусственных сооружений. Они направлены на завершение капитального ремонта автопешеходного моста через реку Кострому в областном центре. Кроме того, федеральная поддержка позволила отремонтировать дополнительно 34 километра автомобильных дорог.

Очередная рабочая встреча 17 ноября с первым заместителем министра транспорта России Андреем Костюком тоже была результативной. Губернатор Сергей Ситников представил проект, который призван разгрузить в областном центре поток транзитного транспорта на улицах Галичской и Костромской. Планируется строительство дороги, соединяющей эти улицы, с продолжением улицы Зеленой. Она позволит перераспределить трафик, обеспечив выход на федеральную трассу Кострома-Шарья и дорогу на Буй. Проектно-сметная документация на объект уже составлена за счет регионального бюджета. На строительство дороги потребуется около 180 миллионов рублей. Проект получил поддержку министерства. Начало работ намечено на 2022 год.

Также в ходе встречи Сергей Ситников и Андрей Костюк обсудили вопрос строительства второго моста и транспортного обхода Костромы. Проект одобрен Президентом России Владимиром Путиным. «Росавтодор» в августе этого года принял распоряжение об утверждении документации по планировке территории. Сейчас идет подготовка к резервированию земельных участков под трассу обхода. Упрдор «Холмогоры» вносит корректировки в проект обоснования инвестиций для выделения необходимого объема финансирования в 2022 году.

Также на рабочей встрече обсудили вопрос строительства транспортного обхода города Буй с передачей трассы Пречистое– Буй – Галич – Нея – Мантурово на баланс «Росавтодора».

 

Магистральное направление

Осенью прошлого года в Судиславском районе стартовали масштабные работы на дороге Воронье-Федиково. К ремонту подошли основательно. Полностью убрали старое покрытие - вплоть до бетонных плит. На них уложили геотекстиль. Это специальная ткань, которая защищает дорогу от подземных вод. После этого сформировали подушку из песка и гравия. Для повышенной прочности между слоями установили стеклосетку.

Все это новые технологии. На трассах с интенсивным движением строители дорог используют щебеночно-мастичный асфальтобетон. Материал устойчив к образованию трещин, входящий в него щебень особой прочности препятствует образованию колейности, позволяет увеличить срок службы дороги. За последнее время с применением ЩМА выполнены работы на дорогах Кострома-Сусанино-Буй, Судиславль-Галич-Чухлома, Кострома-Красное-на-Волге.
В тех районах, где есть неустойчивые грунты, в ремонте и строительстве региональных дорог применяются синтетические материалы - геосетку, геотекстиль и георешетку. Это дороги Буй-Любим, Пыщуг-Павино-Вохма-Боговарово. Как отмечают дорожники, благодаря современным материалам конструкция дорожной одежды становится крепче, более устойчива к нагрузкам.
В приготовлении асфальтобетонной смеси на верхние слои дорожного полотна филиалы «Костромаавтодора» применяют адгезионные добавки, которые улучшают связь между битумом и каменными материалами. Благодаря адгезии замедляется образование колейности, других дорожных дефектов.
А вот еще интересная новинка - теплые асфальтобетонные смеси. Изготавливать, перевозить и укладывать их можно и при низких температурах - до минус 15. Впервые метод был опробован на участке Воронье-Федиково. В прошлом году там появился первый слой такого асфальта.

Это все качество. Но и размаху работ нельзя не удивиться. Такого наша область не видела уже давно. Наращивать объемы дорожных ремонтов удается за счет высвободившихся средств после передачи на федеральный уровень трассы Кострома-Шарья-Киров-Пермь. Этот вопрос курировал лично Сергей Ситников, обращаясь за поддержкой к президенту Владимиру Путину и спикеру Совета Федерации Валентине Матвиенко. 
Обращения губернатора были поддержаны. С 1 января 2017 года дорога получила статус федеральной. К сегодняшнему дню проведены работы по ее приведению в нормативное состояние практически на всем протяжении в границах региона. Так продуманные управленческие решения соединяются с финансированием, новыми технологиями, упорным трудом дорожников.

Евгений НИКИТИН

Ремонт дорог в Костромской области, км

2012 год      4

2014 год     35

2016 год     82

2017 год   102

2018 год   120

2019 год   180

2020 год   260

2021 год   280 (план)