Город

Испытание «дистантом»

Печать

16 февраля 2021 года

 

Прошедший  год стал непростым для школьников: пришлось несколько месяцев учиться дистанционно - ни привычного класса со стоящим у доски учителем, ни шумных перемен с друзьями. Занятия проходили дома, за компьютером. О том, повлияло ли это на результаты учебного года, и как он складывался в целом, рассказал директор областного департамента образования и науки Илья МОРОЗОВ.

 

Школа новых возможностей

- Илья Николаевич, если оставить пандемию за скобками, чем запомнится вам 2020 год?

- Это, прежде всего, открытие в микрорайоне Малышково новой школы на 1000 учеников. В области давно, лет тридцать, не строили школ, и мимо такого события пройти нельзя. Там просторные классы, новейшее оборудование, есть все для учебного процесса. Еще такое же образовательное учреждение на Профсоюзной улице примет воспитанников уже в этом году. На очереди – строительство школы на 900 мест в поселке Волжский. Возведение объектов стало возможным благодаря привлечению Костромской областью средств федерального бюджета в рамках президентского национального проекта «Образование».
- Это знаковые события, долгожданные: уже существующие школы разгрузятся, кто-то перейдет на одну смену. А что с учебным процессом, в нем тоже произошли изменения?   

- Созданы дополнительные возможности для развития технических навыков. В минувшем году на базе еще 42-х школ открылись центры гуманитарного и технологического профилей «Точка роста». Теперь в регионе их более 60.

- Большие вложения потребовались?

- Свыше 40 миллионов рублей из федерального и областного бюджетов. Их направили на закупку нового оборудования для преподавания учебных предметов «Технология», «Информатика», «Основы безопасности жизнедеятельности». Педагоги, работающие в этих центрах, прошли обучение на федеральных площадках. Инфраструктура центров используется также во внеурочное время как общественное пространство. Знания, полученные в центрах, позволят повысить уровень осознанной подготовки школьников для выбора будущей профессии. А к числу знаковых событий я бы еще отнес обеспечение бесплатным питанием всех детей начальной школы и, конечно же, выплаты за классное руководство.

 

 

Будущее - сегодня

- Чувствую, Илья Николаевич, что «Точка роста» для вас не просто один из проектов, а дело, в которое вы вложили много сил и времени…

- Когда ты приходишь в такой центр, то понимаешь, что будущее уже наступило. Мне обычно ребята там дарят собственный продукт. То, что сделано их руками. Это могут быть фотоколлажи, или гугл-линейка, или разделочная доска, на которой с помощью лазерного гравера вырезан логотип школы. Все это я храню на специальной полке у себя в кабинете.

- Вы упомянули лазерный гравер. Это здорово. В школе, в которой я учился, были диапроектор, на уроках труда – молоток и рубанок. Что получает школа XXI века?

- Например, мобильный компьютерный класс для сельской школы. Шлем виртуальной реальности, 3D-принтер с лазерной фрезой. Набор инструментов для работы с деревом – различные лобзики, шлифовальные и бор-машинки. Набор манекенов и расходного материала для проведения уроков ОБЖ. Шахматные наборы, включающие в себя шахматы, часы и мебель. Все это оборудование позволяет нивелировать разницу между городской и сельской школой.

- Вы будете это продолжать?

- Первоначально в планах до 2024 года значилось – оснастить таким оборудованием все сельские средние школы, но мы решили, и Минпросвещение нас поддержало: оснастить и средние, и основные школы. Там, где обучаются более 15 детей.

- Парк «Кванториум» - тоже из этого ряда?

- Детский технопарк «Кванториум» базируется в Костроме, но в прошлом году он стал еще и мобильным. На маршруте лаборатории на колесах - города Буй и Галич, Буйский, Галичский, Сусанинский и Судиславский районы. Нельзя не сказать об учреждениях дополнительного образования, в 2020 году там было создано более 1200 дополнительных мест. Почти половина из них – в кружках технической направленности. Под все направления в учреждениях разработаны дополнительные программы, проведено необходимое обучение педагогов, закуплено оборудование.

- Знаю, что в области реализуется проект «Современная школа», и в нем одно из главных направлений - создание современных условий для детей с особенностями развития…

- У нас достаточно успешно внедряется инклюзивное образование, появилось право выбора образовательной организации. Это либо обычная, либо специализированная школа. И в рамках закона «Об образовании»  мы приняли очень правильное, на мой взгляд, решение: сеть специализированных школ (так называемых коррекционных), сохранить, добавив еще и медицинское сопровождение. И вот теперь мы эти школы начинаем оснащать современным оборудованием для детей с особенностями развития.

- Уже есть примеры?

- В 2020 году в рамках проекта «Современная школа» обновлена материально-техническая база в школе-интернате для обучающихся с ограниченными возможностями по слуху. На это было выделено 7,1 миллиона рублей. Оборудованы «Полиграфическая мастерская», «Мастерская повара», «Швейная мастерская», спортивный зал. Новая инфраструктура создана в четырех коррекционных школах из десяти.


Уроки выучили

- Все-таки тему пандемии нам обойти не удастся. Какие возникали проблемы,

связанные с переходом на дистанционное обучение?

- В 2020 году у нас, как и во всей стране, было принято решение о 100-процентном переходе на дистанционное обучение в весенний период. Мы ожидали большие сложности. Первая из них была связана с выбором той платформы, на которой проходило обучение. У нас для этого уже были готовы свои, региональные решения. В частности, система «Образование Костромской области», где был доступ к электронным дневникам, электронным журналам, где была возможность размещать задания и получать ответы.

- Она справилась?

- К сожалению, как и у многих регионов, даже у Москвы с ее огромными ресурсами, - эта система не выдержала нагрузки. Такого наплыва пользователей никто не ожидал, хотя мы и готовились. В первые же часы было около трех миллионов запросов. Но за два дня эту проблему мы решили. Увеличили серверные мощности, систему подняли. Возник другой вопрос – о содержательных возможностях. Многие использовали «Российскую электронную школу» и те платформы, которые мы достаточно успешно внедряем с 2018 года. Это и Яндекс лицей, и Яндекс учебник. Но, к сожалению, это разнообразие сыграло с нам злую шутку.

- Вот как, это интересно?!

- У каждого учителя появились свои требования. И соответственно, дополнительная нагрузка на детей и их родителей. Да и на учителях сказалось тоже, потому что кто-то мог зайти на эту платформу, а кто-то нет. Работать в «дистанте» приходилось по 12 часов.

Мы сделали правильный вывод. За лето к нашему электронному дневнику, к нашему порталу смогли добавить весь образовательный контент одного из крупнейших игроков на рынке – компании «Новый диск», с которой мы заключили соглашение. Для школьников и дошкольников этот контент был бесплатным. Плюс автоматически появилась возможность загружать оценки в электронные дневники.

Еще была претензия со стороны родителей, отчасти обоснованная, - использование единой платформы для онлайн-уроков. Кто-то использовал ZOOM, кто-то другие приложения. Мы сейчас активно внедряем приложение Microsoft Teams. Оно также закуплено департаментом образования и дает возможности для проведения онлайн-уроков. Оно удобно, можно сразу видеть отклики пользователей. Теперь можно разделить класс на группы и работать с ними отдельно, например, во время занятий по технологии или по иностранным языкам. Можно показывать заранее подготовленную презентацию или работать с онлайн доской, а ученики могут показать свои работы, просто включив демонстрацию своего экрана. 

 

На все 100

- И вот новый учебный год. Он начался уже, к счастью, в очной форме.

- Но это вы забежали вперед, а я бы хотел еще сказать вот о чем. После окончания периода дистанционного обучения нам важно было проверить результаты. Как итоги государственной итоговой аттестации, так и последующих осенних проверочных работ подтвердили качество обучения детей. Если говорить о ЕГЭ, то по основным предметам ситуация такая. Математика не ниже 2019 года, на хорошем уровне и выше среднероссийских показателей русский язык, информатика и т.д. Мы не провалились ни по одному предмету.

- Расскажите о наших лучших выпускниках.

- Более 30 работ получили 100 баллов. Совершенно уникальный результат показал выпускник школы №30 г. Костромы Дмитрий Ломсадзе, который все четыре предмета сдал на 100 баллов и набрал в сумме 400 баллов. Это всего пятый случай в России. В 2020 году было таких на всю страну двое ребят. Кроме того, несколько учеников написали не по одной идеальной работе. Галина Жилова из Неи получила 100 баллов за тесты по истории и обществознанию, а Елизавета Боровкова из Костромы 100 баллов по русскому и обществознанию.

- Каков же итог? Костромское образование выдержало свой главный экзамен?

- С прошлого года Минпрос проводит интегральную оценку системы образования в регионах. По разным критериям, учитывается все, даже правонарушения несовершеннолетних. По итогам этой оценки наш регион занимает 24-е место. А если брать ЦФО, то мы на четвертом месте, выше только Москва, Московская и Тамбовская области. Несмотря на все сложности и ограничительные меры, связанные с распространением коронавирусной инфекции, система образования выстояла и эффективно ответила на все вызовы времени. Кстати, ни один костромской учитель не уволился из-за пандемии. Я горжусь своими коллегами.

- Спасибо, Илья Николаевич, за содержательную беседу.

Сергей ЛАВРЕНТЬЕВ

 

 

Количество 100-балльных оценок на ЕГЭ

 

2016 год  35

2017 год  21

2018 год  18

2019 год  20

2020 год  31